Отношениям, психологии масс, инстинктам культуры,
Которые трактовал в духе психологизма. Главная проб-
Лема - конфликт чеяовека и общества.
По 3. Фрейду, человек стремится к удовлетворе-
Нию своих инстинктов и влечений, а общество подав-
Ляет их, что вызывает враждебное отношение чело-
Века к культуре общества.
Фрейд использует для анализа религии и рели-
Гиозности иллюзорность защиты человека от прояв-
Лений природы и несправедливостей культуры. Пред-
Ложил переход от религиозной веры к атеизму.
На основе учения Фрейда 3. возникло философское
Течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер,
В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.
Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение
На социальных понятиях: совокупность основных по-
Требностей человека - схожих с животными. В сущест-
Вовании человека имеются основные противоре-
Чия - патриархат и матриархат, власть и подчинение,
Личное и историческое бытие.
Цель - помочь человеку решить эти проблемы;
Главный способ - культивирование всеобщей любви.
Смысл жизни состоит в активном проявлении лич-
Ности во всех сферах.
Основной мотив поведения - страсти.
Ницшеанский ≪сверхчеловек≫ - критика морали,
Которая разлагает, предполагая послушание, терпе-
Ние, совестливость: все это размягчает и расслабля-
Ет волю человека. Ф. Ницше гипертрофировал волю,
особенно к власти: проповедовал культ ≪сильной лич-
ности≫, одержимой жаждой власти. Критерии морали
Носят чисто произвольный характер, все формы чело-
веческого поведения маскируют ≪волю к власти≫.
В начале XX в. популярно учение французского
Мыслителя Анрн Бергсона (1859—1941) - интуи-
Тивизм. Философия жизни - генеральное возраже-
Ние против материалистически-механистической
И позитивистской философии. Это учение об интен-
Сивности ощущений, о времени, о свободе воли, о па-
Мяти в ее соотношении со временем, о творческой
Эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Зна-
Чимо стремление построить картину мира, которая по-
Новому объясняла бы эволюцию природы и развитие
Человека в их единстве. Критикуя механицизм и дог-
Матический рационализм, А. Бергсон утверждал
В качестве субстанции жизнь как некую целостность,
Отличную от материи и духа: жизнь устремлена
≪вверх≫, а материя - ≪вниз≫.
В гносеологии А. Бергсон противопоставляет ин-
теллект интуиции:
Интеллект - орудие работы с материальными, про-
странственными объектами;
Интуиция дает человеку возможность схватывать
суть ≪живой целостности≫ вещей, явлений.
В метафизических воззрениях (при рассмотрении