Фрейд применил психоанализ, к межличностным

Отношениям, психологии масс, инстинктам культуры,

Которые трактовал в духе психологизма. Главная проб-

Лема - конфликт чеяовека и общества.

По 3. Фрейду, человек стремится к удовлетворе-

Нию своих инстинктов и влечений, а общество подав-

Ляет их, что вызывает враждебное отношение чело-

Века к культуре общества.

Фрейд использует для анализа религии и рели-

Гиозности иллюзорность защиты человека от прояв-

Лений природы и несправедливостей культуры. Пред-

Ложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда 3. возникло философское

Течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер,

В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение

На социальных понятиях: совокупность основных по-

Требностей человека - схожих с животными. В сущест-

Вовании человека имеются основные противоре-

Чия - патриархат и матриархат, власть и подчинение,

Личное и историческое бытие.

Цель - помочь человеку решить эти проблемы;

Главный способ - культивирование всеобщей любви.

Смысл жизни состоит в активном проявлении лич-

Ности во всех сферах.

Основной мотив поведения - страсти.

Ницшеанский ≪сверхчеловек≫ - критика морали,

Которая разлагает, предполагая послушание, терпе-

Ние, совестливость: все это размягчает и расслабля-

Ет волю человека. Ф. Ницше гипертрофировал волю,

особенно к власти: проповедовал культ ≪сильной лич-

ности≫, одержимой жаждой власти. Критерии морали

Носят чисто произвольный характер, все формы чело-

веческого поведения маскируют ≪волю к власти≫.

В начале XX в. популярно учение французского

Мыслителя Анрн Бергсона (1859—1941) - интуи-

Тивизм. Философия жизни - генеральное возраже-

Ние против материалистически-механистической

И позитивистской философии. Это учение об интен-

Сивности ощущений, о времени, о свободе воли, о па-

Мяти в ее соотношении со временем, о творческой

Эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Зна-

Чимо стремление построить картину мира, которая по-

Новому объясняла бы эволюцию природы и развитие

Человека в их единстве. Критикуя механицизм и дог-

Матический рационализм, А. Бергсон утверждал

В качестве субстанции жизнь как некую целостность,

Отличную от материи и духа: жизнь устремлена

≪вверх≫, а материя - ≪вниз≫.

В гносеологии А. Бергсон противопоставляет ин-

теллект интуиции:

Интеллект - орудие работы с материальными, про-

странственными объектами;

Интуиция дает человеку возможность схватывать

суть ≪живой целостности≫ вещей, явлений.

В метафизических воззрениях (при рассмотрении


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: