Ленности всего происходящего - философия радикаль-
ной конечности≫ - А. Хлобшер.
Основные модусы (проявления) человеческого
Бытия - забота, страх, решимость, совесть. Человек
Видит экзистенцию как корень своего существа в по-
Граничных ситуациях - в борьбе, в страданиях, в смер-
Ти. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает
Свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущ-
Ности, накладывающей на него ответственность за
Все происходящее в мире.
Суть экзистенциалистского подхода: личность
Не зависит от окружающей среды, при этом разум,
Логическое мышление составляют лишь некоторую
Часть человека (не главную его часть).
Задача философии - заниматься не столько на-
Уками в их классическом рационалистическом выра-
Жении, сколько вопросами сугубо индивидуального
Человеческого бытия. Человек не по своей воле за-
Брошен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для
Себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то
НАЧЕНИЕТВОРЧЕСТВА М.В.ЛОМОНОСОВА
ДЛЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Михаил Васильевич Ломоносов (17i 1-1765) -
Гениальный ученый-энциклопедист, обогативший свои-
Ми открытиями почти все области знания, разработав-
Ший естественно-научные проблемы и внесший
Огромный вклад в гуманитарные науки, в частности в фи-
Лологию, к тому же незаурядный поэт.
Это дало основание А. С. Пушкину назвать его ≪пер-
вым нашим университетом≫, ≪величайшим умом новей-
ших времен≫.
Мировоззрение М. Ломоносова формировалось
В первую очередь под влиянием научных трудов пред-
Ставителей механистического мироосмысления -
Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона,
Г. Лейбница.
Вместе с тем оно теснейшим образом связано с его
Собственными естественно-научными исследования-
Ми. Существенно и то, что он прослушал курс филосо-
фии у X. Вольфа. М. Ломоносов развивал идеи ≪кор-
пускулярной философии≫. Материю он понимал
Как состоящую из мельчайших частиц - атомов, об-
Разующих более сложные формы - корпускулы (или
Молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинаци-
Ях и количествах, порождают все многообразие види-
Мого в природе. Эта его концепция атомизма лежит
в основе ≪полной системы природы≫. С идеей единства
Мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимо-
Связи и развитии в природе, что свидетельствует
О наличии в его взглядах элементов диалектики.
Занимаясь естественными науками, М. Ломоносов
Придавал первостепенное значение опыту.
Но опыт как метод познания был для него лишь
^основой достоверности; для того же, чтобы извлечь
ФИЛОСОФСКИЕ ДИСКУССИИ
ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ