Первыми представителями органической русской

Философии были западники и славянофилы.

Западничество: П. Я. Чаадаев, А. Л. Герцен,

Т. М. Грановский, Н. Г. Чернышевский, В. П. Бот-

Кин.

Основная идея - признание европейской культуры

Последним словом мировой цивилизации, необходи

Мость полного культурного воссоединения с Западом,

Использования его опыта для процветания России.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) сде-

Лал первый шаг в самостоятельном философском

Творчестве России XIX в., положил начало идеям

западников. Философское миропонимание - в ≪Фи*

лософических письмах≫ и в ≪Апологии сума

сшедшего≫.

В сближении России и Запада П. Чаадаев видел

Не механическое заимствование европейского опы-

Та, а объединение на общей христианской основе,

Требующей реформации, обновление правбславия: не

Подчинение католицизму, а освобождение от застыв-

Ших догм и придание религиозной вере жизненности

И активности, чтобы она могла способствовать об-

Новлению всех сторон жизни. Эта идея П. Чаадаева

Была разработана видным представителем славяно-

Фильства А. Хомяковым.

Славянофильство. Устойчивое мнение как о пред-

Ставителях либерального дворянства, провозглашу,

Ющих особое историческое предназначение России,

Особые пути развития ее культуры и духовной жизни.

Одностороннее ошибочное толкование этого направ-

Ления как реакционного или консервативного, отста-

Лого.

Славянофилы противопоставляли Восток За-

Паду, оставаясь в философских, религиозных,

Историко-философских воззрениях на русской

Почве, но не огульно националистически отрицая до-

Стижения Запада, а признавая и высоко ценя запад-

Ноевропейскую культуру, философию.

Творчески восприняли философию Ф. Шеллинга,

Г.В.Ф. Гегеля, стремились использовать их идеи.

Отрицали негативные стороны западной цивилизации:

Социальные антагонизмы, крайний индивидуализм

И меркантильность, излишнюю рациональность.

Истинное противостояние славянофильства

Западу заключено в различном подходе к пониманию

Основ русской и западноевропейской жизни.

Славянофилы: русский народ должен обладать

Самобытными духовными ценностями, а не воспри-

Нимать огульно и пассивно духовную продукцию За-

Пада. Это актуально и поныне.

В развитии славянофильства особую роль сыграли

И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С, и И. С. Ак-

Саковы, Ю. Ф. Самарин.

Разные взгляды объединяет общая позиция: осново-

Полагающее значение православия, вера - источник

Истинных знаний. В основе философского славянофиль-

Ства - церковное сознание, выяснение сущности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: