Философии были западники и славянофилы.
Западничество: П. Я. Чаадаев, А. Л. Герцен,
Т. М. Грановский, Н. Г. Чернышевский, В. П. Бот-
Кин.
Основная идея - признание европейской культуры
Последним словом мировой цивилизации, необходи
Мость полного культурного воссоединения с Западом,
Использования его опыта для процветания России.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) сде-
Лал первый шаг в самостоятельном философском
Творчестве России XIX в., положил начало идеям
западников. Философское миропонимание - в ≪Фи*
лософических письмах≫ и в ≪Апологии сума
сшедшего≫.
В сближении России и Запада П. Чаадаев видел
Не механическое заимствование европейского опы-
Та, а объединение на общей христианской основе,
Требующей реформации, обновление правбславия: не
Подчинение католицизму, а освобождение от застыв-
Ших догм и придание религиозной вере жизненности
И активности, чтобы она могла способствовать об-
Новлению всех сторон жизни. Эта идея П. Чаадаева
Была разработана видным представителем славяно-
Фильства А. Хомяковым.
Славянофильство. Устойчивое мнение как о пред-
Ставителях либерального дворянства, провозглашу,
Ющих особое историческое предназначение России,
Особые пути развития ее культуры и духовной жизни.
Одностороннее ошибочное толкование этого направ-
Ления как реакционного или консервативного, отста-
Лого.
Славянофилы противопоставляли Восток За-
Паду, оставаясь в философских, религиозных,
Историко-философских воззрениях на русской
Почве, но не огульно националистически отрицая до-
Стижения Запада, а признавая и высоко ценя запад-
Ноевропейскую культуру, философию.
Творчески восприняли философию Ф. Шеллинга,
Г.В.Ф. Гегеля, стремились использовать их идеи.
Отрицали негативные стороны западной цивилизации:
Социальные антагонизмы, крайний индивидуализм
И меркантильность, излишнюю рациональность.
Истинное противостояние славянофильства
Западу заключено в различном подходе к пониманию
Основ русской и западноевропейской жизни.
Славянофилы: русский народ должен обладать
Самобытными духовными ценностями, а не воспри-
Нимать огульно и пассивно духовную продукцию За-
Пада. Это актуально и поныне.
В развитии славянофильства особую роль сыграли
И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С, и И. С. Ак-
Саковы, Ю. Ф. Самарин.
Разные взгляды объединяет общая позиция: осново-
Полагающее значение православия, вера - источник
Истинных знаний. В основе философского славянофиль-
Ства - церковное сознание, выяснение сущности