Швейцера (1875-1965)

Основной принцип этической концепции А. Швей-

Цера - благоговение перед жизнью в любой форме,

Сохранение жизни, облегчение страданий живущих.

Духовная жизнь, по мнению А.Швейцера, идет нам на-

Встречу в природном бытии, благоговение перед

Жизнью относится и к природным, и к духовным явле-

Ниям, преклонение перед естественной жизнью неиз-

Бежно влечет за собой преклонение перед жизнью ду-

Ховной.

Объектом нравственного отношения для А. Швейцера

Становится любая жизнь - человека, природы, живот-

Ного мира, микроорганизмов. Он уравнивает нрав-

Ственную ценность всех существующих форм жизни.

А. Швейцер подчеркивал религиозный характер свое-

Го мировоззрения, усматривая явно положительные

Результаты взаимодействия и взаимопроникновения

Христианской нравственности и рационалистическо-

Го способа осмысления мира.

Развивая свою идею альтруизма, А. Швейцер выступает

Как строгий рационалист, с одной стороны, и как тонкий

Психолог - с другой. Одной из основополагающих явля-

Ется мысль о самоотречении как средстве творческой

Добродеятельности. Самоотречение в понимании

А.Швейцера не обесценивает человека как личность,

Не обкрадывает его духовно, но позволяет ему освобо-

Диться от эгоизма, предвзятости и излишнего субъекти-

Визма в оценке чужих поступков, от стремления судить

И осуждать других, платить за зло злом, мстить и т. п.

А. Швейцер толкует прощение как средство недо-

Пущения зла в человеческую душу. Он позволяет себе

Пренебречь злом и тем самым зло как бы отменяет,

Даже исключает.

А. Швейцер постоянно смещает привычные акцен-

Ты. Он переводит наше внимание со зла на добро и фик-

Сирует в нашем сознании последнее. Он не осуждает

Бездействие, но активно поддерживает всякое дей-

Ствие, направленное на сохранение жизни. Он вообще

Никого ни за что не осуждает.

Средневековая этика возвращается к переосмыс-

Лению содержания основных этических категорий,

И прежде всего добра и зла. У Августина зло тракту-

Ется как отсутствие или недостаточность добра. В то

Же время все сотворенное Богом причастно к идее

Абсолютного добра.

Этика позднего Средневековья {Фома Аквин-

Ский) связывает категории добра и зла с моральным

Выбором, проявлением свободы воли, которая в свою

Очередь соотносится с разумом и проявлением Бо-

Жественной благодати.

Эпоха Возрождения, как известно, имеет выра-

Женную гуманистическую направленность. Главным

Предметом исследования становится сам человек,

Рассматриваемый как единство телесной и духовной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: