Творение Бога. В. Соловьев не мог признать его со-
Вершенным, а лишь идущим к совершенству. Эмпи-
Рический, материальный мир, в котором действуют
Временная и пространственная разорванность и ме-
Ханическая причинность, находится в хаотическом
Состоянии. Призванием человека, который является,
по словам В. Соловьева, ≪центром всеобщего созна-
ния природы≫, выступает его мессианская по отно-
Шению к природе роль освободителя и спасителя.
Именно человечество является посредником между
Божеством и природой. В его сознании уже содер-
Жится форма всеединства.
Рассматривая проблему ≪человек и общество≫,
В. Соловьев утверждал, что человек - вершина тво-
Рения Бога. Общество - расширенная личность,
А личность - сосредоточенное общество.
Идеалы совершенного добра открывает христиан-
ство. Юридическое право не в состоянии это сделать:
Оно способно преградить путь проявлению лишь край-
|
|
Них форм зла.
Требования добра необходимы в политике, эконо-
Мике и вообще во всех сферах социума.
Как центральная фигура во всей истории россий-
Ской философской мысли (это утверждали и его со-
Временники), В. Соловьев оказал огромное влияние
На целую плеяду русских мыслителей, которые в пе-
Риод разнузданного распространения заразы марк-
Сизма в России строго придерживались религиозно-
Философского направления.
Ф. Достоевский (1821—881) —писатель-гума-
Нист, гениальный мыслитель. Занимает огромное
Место в русской и мировой философии. В обществен-
Но-политических исканиях Ф. Достоевского различа-
Ются несколько периодов.
Увлечение идеями утопического социализма (кру-
жок петрашевцев);
Перелом, связанный с усвоением религиозно-
Нравственных идей.
Начиная с 60-х г г. XIX в. исповедовал почвенни-
Чество: религиозно-философское осмысление судеб
Русской истории. Вся история человечества - ис-
Тория борьбы за торжество христианства. Самобытен
Путь России в этом движении: на долю русского наро-
Да выпала мессианская роль носителя высшей ду-
Ховной истины. Он призван спасти человечество че-
рез ≪новые формы жизни, искусства≫ благодаря
широте его ≪нравственного захвата≫.
Ф. Достоевский - выразитель начал, которые
Стали основанием нашей национальной нравствен-
Ной философии. Он - искатель искры Божьей во всех
Людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кро-
|
|
Тость, любовь к идеальному и открытие образа Божия
Даже под покровом временной мерзости и позора -
Идеал великого мыслителя.
≪Русское решение≫ социальных проблем -
Отрицание революционных методов борьбы, разработ-