Раздел 1. История философии. Происхождение и историческое развитие философских учений: основные этапы, течения, тенденции развития

Лекция № 2 (уроки 3-4). Особенности восточной философии.

Цели:

- рссмотреть особенности восточной философии, выделить её характерные черты:

- охарактеризовать китайские и индийские учения;

- дать определения понятиям: даосизм, буддизм, конфуцианство.

План:

1) Понитие, периодизация и особенности восточных учений.

2) Древнеиндийские учения: брахманизм и буддизм.

3) Древнекитайские учения: даосизм и конфуцианство.

В периодизации истории философии можно выделить следующие этапы:

1). Философские учения Древнего Востока (I тыс. до н. э.- IVв. до н. э.).

2). Античная философия (VIIв. до н.э.- I в. н.э.).

3). Средневековая философия (V- ХVв.в.).

4). Философия эпохи Возрождения (ХIV- ХVIв.в.).

5). Философия Нового времени (ХVII- 1 пол. ХIХ в.в.).

6). Современные философские учения (2 пол. ХIХ в.- ХХI в.в.)

Первые размышления на философские темы возникают в странах Древнего Востока и относятся к III- II тысяч. до н. э. Первые религиозно- философские школы в Индии и Китае возникли в I тясяч. до н. э. Для всей восточной философии характерно некоторое внутреннее единство, стремление к совершенствованию внутреннего мира человека и гармонии с природой.

Особенносати восточной философии:

  1. Параллельное, а не последовательное сосуществование школ во времени.
  2. Характерная для мифологического мировоззрения образность и красочность языка, слабая ориентация на научную методологию.
  3. Направленность религиозно- философских исканий на обретение блаженства и равновесия в себе.
  4. Закрепление патриархальности и традиционности жизненного уклада.
  5. Сочетание теоритических воззрений с практическими упражнениями (йога, у- шу и т.д.).

Древнеиндийские учения.

I. Брахманизм.

Возник на основе древнеиндийских текстов «Веды» и «Упанишады». В его основе находится учение о Брахмане как абсолютной божественной первооснове всего сущего. Духовная сущность человека представляет индивидуальное проявление Брахмана- атман. Брахманизм закрепляет кастовое деления Индии на замкнутые социальные группы людей, различающиеся по происхождению, статусу и положению в обществе:

  1. Брахманы- толкователи Вед и мудрецы. Им присущ белый цвет святости и благости.
  2. Кшатрии- воины, правители. Их красный цвет символизирует власть и страсти.
  3. Вайшьи- земледельцы. Жёлтый цвет их касты символизирует умеренность и трудолюбие.
  4. Шудры- слуги (неприкасаемые)- самая низшая каста. Чёрный цвет символизирует невежеств, покорность.

II. Буддизм.

Возник в VI- IVв.в. до н. э. Основателем, согласно легенде, считается принц Сидхартха Гаутаму, который до совершеннолетия жил во дворце, не зная боли и страданий. Случайно столкнувшись с человеческой болью и болезнями, покидает дворец и долго странствует с целью найти ответ на вопрос: в чём причина страданий человека? Однажды объявляет себя Буддой (просветлённым) и открывает людям 4 благородные истины:

  1. Страдания. Каждый человек испытывает физические или душевные страдания за своё несовершенство и греховность.
  2. Желания. Жажда жизни порождает желания, которые бесконечны и порочны, что приводит к страданиям человека.
  3. Путь освобождения от желаний- только через соблюдение дхармы (закона о нравственных добродетелях).
  4. Путь освобождения от страданий- через достижение нирваны- состояния абсолютного небытия, когда душа заканчивает цепочку перерождений и полностью очищается от земных грехов.

Буддизм берёт из брахманизма учения о карме, дхарме, сансаре.

Сансара- вечное колесо жизни, в которое втянуто всё живое. Душа человека не исчезает, а перевоплощается в другое существо.

Карма- это принцип перевоплощения, которое зависит от праведности прошлой жизни.

Дхарма- закон образа жизни на принципах: «подавление, подаяние, сострадание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: