Лекция № 2 (уроки 3-4). Особенности восточной философии.
Цели:
- рссмотреть особенности восточной философии, выделить её характерные черты:
- охарактеризовать китайские и индийские учения;
- дать определения понятиям: даосизм, буддизм, конфуцианство.
План:
1) Понитие, периодизация и особенности восточных учений.
2) Древнеиндийские учения: брахманизм и буддизм.
3) Древнекитайские учения: даосизм и конфуцианство.
В периодизации истории философии можно выделить следующие этапы:
1). Философские учения Древнего Востока (I тыс. до н. э.- IVв. до н. э.).
2). Античная философия (VIIв. до н.э.- I в. н.э.).
3). Средневековая философия (V- ХVв.в.).
4). Философия эпохи Возрождения (ХIV- ХVIв.в.).
5). Философия Нового времени (ХVII- 1 пол. ХIХ в.в.).
6). Современные философские учения (2 пол. ХIХ в.- ХХI в.в.)
Первые размышления на философские темы возникают в странах Древнего Востока и относятся к III- II тысяч. до н. э. Первые религиозно- философские школы в Индии и Китае возникли в I тясяч. до н. э. Для всей восточной философии характерно некоторое внутреннее единство, стремление к совершенствованию внутреннего мира человека и гармонии с природой.
Особенносати восточной философии:
- Параллельное, а не последовательное сосуществование школ во времени.
- Характерная для мифологического мировоззрения образность и красочность языка, слабая ориентация на научную методологию.
- Направленность религиозно- философских исканий на обретение блаженства и равновесия в себе.
- Закрепление патриархальности и традиционности жизненного уклада.
- Сочетание теоритических воззрений с практическими упражнениями (йога, у- шу и т.д.).
Древнеиндийские учения.
I. Брахманизм.
Возник на основе древнеиндийских текстов «Веды» и «Упанишады». В его основе находится учение о Брахмане как абсолютной божественной первооснове всего сущего. Духовная сущность человека представляет индивидуальное проявление Брахмана- атман. Брахманизм закрепляет кастовое деления Индии на замкнутые социальные группы людей, различающиеся по происхождению, статусу и положению в обществе:
- Брахманы- толкователи Вед и мудрецы. Им присущ белый цвет святости и благости.
- Кшатрии- воины, правители. Их красный цвет символизирует власть и страсти.
- Вайшьи- земледельцы. Жёлтый цвет их касты символизирует умеренность и трудолюбие.
- Шудры- слуги (неприкасаемые)- самая низшая каста. Чёрный цвет символизирует невежеств, покорность.
II. Буддизм.
Возник в VI- IVв.в. до н. э. Основателем, согласно легенде, считается принц Сидхартха Гаутаму, который до совершеннолетия жил во дворце, не зная боли и страданий. Случайно столкнувшись с человеческой болью и болезнями, покидает дворец и долго странствует с целью найти ответ на вопрос: в чём причина страданий человека? Однажды объявляет себя Буддой (просветлённым) и открывает людям 4 благородные истины:
- Страдания. Каждый человек испытывает физические или душевные страдания за своё несовершенство и греховность.
- Желания. Жажда жизни порождает желания, которые бесконечны и порочны, что приводит к страданиям человека.
- Путь освобождения от желаний- только через соблюдение дхармы (закона о нравственных добродетелях).
- Путь освобождения от страданий- через достижение нирваны- состояния абсолютного небытия, когда душа заканчивает цепочку перерождений и полностью очищается от земных грехов.
Буддизм берёт из брахманизма учения о карме, дхарме, сансаре.
Сансара- вечное колесо жизни, в которое втянуто всё живое. Душа человека не исчезает, а перевоплощается в другое существо.
Карма- это принцип перевоплощения, которое зависит от праведности прошлой жизни.
Дхарма- закон образа жизни на принципах: «подавление, подаяние, сострадание».