Цели:
- выяснить особенности античной философии, выделить её характерные черты:
- охарактеризовать основные идеи Аристотеля, Сократа, Платона;
- дать определения понятиям: софистика, скептицизм, гедонизм.
План:
- Особенности античной философии. Первые философские школы.
- Движение софистов и Сократ.
- Платон и Аристотель как выдающиеся мыслители античности.
- Эпикур. Скептики и стоики.
Характерыми чертами античной философии являются следующие:
1. Это первая форма именно философских учений.
2. Последовательный процесс развития, углубления и расширения знаний.
3. Первые философы не были узкими специалистами и оставили множество научных догадок и открытий в естественных и точных науках (астрономии, физике, математике и др.)
4. В центре философских проблем находится человек и его место в мире.
5. Космоцентризм: мир рассматривается как единый космос, в котором существует микрокосмос- человек.
6. Пантеизм- отождествление Бога и мира в целом.
7. В античной философии принято выделять 4 периода:
I (7в. до н.э.-5в. н.э.)- досократовский. Появляются первые философские школы, исследующие начала происхождения и изменения всех вещей.
II (2 пол. 5в. до н.э.- к.4в. до н.э.)-классический. Вершина развития философских идей в творчестве Сократа, Платона, Аристотеля.
III (К.5в. до н.э.-2в. до н.э.)- эллинистический. Переход к этическим проблемам, скептицизм и стоицизм.
IV (1в. до н.э.- 5в.н.э.)- римский. Детализация и расширение учений стоиков, скептиков и эпикуреизма..
Греческая философия была приемницей всего лучшего, что создали народы Древнего Востока. Древнегреческие философы прославились умением создавать краткие мудрые изречения- афоризмы, выражающие законченную мысль в лаконичной форме («говори к месту», «Познай самого себя» и др.). Невозможность объяснения некоторых явлений природы приводила к тому, что первопричину мировых изменений и создания мира первые философы видели в одной из четырёх стихий.
Первые философские учения возникли в VII- VIв.в. до н.э. в г.Милете. Учёные занимались поиском начала происхождения и изменения всех вещей. Представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес ввёл первый календарь и рассчитал продолжительность года (365 дней), предложил определять морской путь по звёздам. Первовеществом считал воду.
Его спросили: «Что на свете трудно?» - «Познать себя».
«Что легко?» - «Советовать другому».
В VIв. До н.э. Пифагор открыл свою школу, где его ученики в числах и математических отношениях видели объяснение законов природы. Они обратили внимание на количественную сторону бытия.
Великим диалектиком античного мира был Гераклит Эфесский. Он считал, что жизнь и смерть, рождение и гибель- связаны между собой, могут переходить друг в друга. Переход из одного состояния в другое осуществляется через борьбу противоположностей.
Школа элеатов: Парменид, Зенон. Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании. Центральный вопрос- соотношение мышления и бытия. Вывод: мысль без бытия- ничто. Зенон развивал логику как диалектику. Он создал знаменитые апории «Ахиллес», «стрела» и др. В них Зенон пытается опровергнуть очевидное.
Софистика- широкое просветительское движение периода античности, сторонники которого в спорах пытались найти истину. Основной их лозунг выдвинул Парменид: «Человек- есть мера всех вещей».
Самым выдающимся мыслителем данного периода античной философии был Сократ (469- 399 г.г. до н.э.). Всю жизнь этот мудрец провёл в беседах и диспутах, в центре которых- человек и его роль в мире. Он считал, что самопознание- это путь нравственного совершенствования. Его философия- это философия нравственных добродетелей и морали. В учении Сократа можно выделить три основных составляющих:
- Смысл жизни человека (цель целей)- достижение счастья.
- Высшее благо- это знания.
- «Человек должен знать только то, что ничего не знает», т.е. постоянно стремиться получить новые, более совершенные знания и не быть подверженным гордыне за имеющиеся.
Он считал, что истинное знание ведёт к правильным действиям и поступкам. Сократ учил каждого человека защищать свою честь и достоинство.
Платон (417- 347г.г. до н.э.)- ученик Сократа, объективный идеалист. По Платону, мир по природе двойственен: в нём различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей (дуализм- признание равнозначными двух начал). Мир идей- это истинное бытие, а чувственно воспринимаемые вещи- нечто среднее между бытием и небытием. Вера в богов- важнейшее условие устойчивости общественного миропорядка. Платон подробно разработал диалектику единого и многого, движения и покоя и т.д. В388г. открыл Академию в Афинах.
Платон создал учение об идеальном государстве- сообществе земледельцев, ремесленников, производящих всё необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, философов- правителей. Государством должны управлять только аристократы как лучшие и наиболее умные граждане. Это первая утопия (практически не достижимое устройство). Платон выделяет наиболее неблагоприятные формы государственного устройства:
- Тирания- власть одного деспота;
- Тимократия- господство властолюбцев;
- Олигархия- власть немногих богатых;
- Демократия- власть, основанная на зависти и злости бедных к богатым.
Аристотель(384- 322г.г. до н.э.)- ученик Платона и воспитатель А, Македонского. В 50 лет открывает школу философов- Ликей. Создал самую обширную научную систему в античности: открыл новые научные направления, систематизировал науки, определил предметы и методы отдельных наук, написал около 150 трудов, которые условно можно объединить в три группы.
- Труды о логике и методологии наук.
- Работы, исследующие проблемы онтологического характера.
- Труды, посвящённые вопросам природы и естественных наук.
Выделил два уровня познания- чувственный и разумный. Считал, что душа имеет три уровня: вегететивный- душа растений; чувственный- душа животных; разумный- душа человека. Утверждал, что каждая вещь- единство материи и формы, где предельной формой является Бог. Создал силлогистику- учение о логической дедукции. Аристотель выделяет 4 вида причин: формальная, материальная, активная, целевая; проводит анализ пространства и времени. Работа «Никомахова этика» посвещена проблемам воспитания молодёжи. Цель воспитания- выработка особых качеств души- добродетелей. Соединил мир идеальных сущностей и вещей.
К философии раннего эллинизма относятся школы киников и скептиков. Киники (Антисфен, Диоген)- считали, что мир плох, поэтому нужно жить независимо от него, призывали к простоте жизни при условии сохранения своей чести и достоинства (цинизм). Скептики (Пиррон)- сомневались в существовании надёжных критериев познания истины. Все знания добываются людбми, а значит, в той или иной степени субъективны.
Эпикур (341- 270 г.г. до н.э.)- основатель гедонизма- учения, утверждавшего, что высшим благом для человека является достижение удовольствий и наслаждений. Считал, что главная задача философии- создание этики как науки о поведении. Все удовольствия и потребности человека разделил на три группы:
1) естественные и необходимые, например, потребность в пище, отдыхе;
2) естественные, но не необходимые- изысканная пища и др.;
3) неестественные и не необходимые (властолюбие, чревоугодие и др.).
Эпикур считал, что мудрый человек будет вести аскетический образ жизни и довольствоваться удовлетворением потребностей только первой группы. Он призывал получать удовольствие от каждого прожитого дня и не бояться смерти. «Пока мы существуем- смерти нет, когда смерть есть- нас нет». Жизнь и есть наивысшее наслаждение.
Знание начинается с чувственного опыта, но последний должен быть осмыслен и переработан. Одно ощущение не может дать истинного знания.
Стоицизм (Плутарх, Сенека)- учение, призывающее людей не противиться злому року, стойко и мужественно переносить жизненные испытания и удары судьбы, закаляясь в них.