Основные понятия:
Создание модели психолога-выпускника. Определение составляющих модели (профессиональная позиция, установки, ЗУНы, используемые стратегии, ПВК и т.д.).
Оценка собственных ресурсов, индивидуальных особенностей с точки зрения возможности использования в профессии. Оценка собственных ПВК, навыков, умений с точки зрения требований профессии.
Форма работы: работа в малых группах; групповая дискуссия.
Тема 4. Целеполагание
Цель: Рефлексия профессиональных целей, путей и способов их достижения.
Формирование и рефлексия целей обучения профессии в социальном контексте
· Место психолога-профессионала в современном социуме.
· Групповая дискуссия на основе анализа литературы, затрагивающей вопросы целеполагания психолога.
Развернутые ответы на вопросы:
- Кто я, какой я в своей профессии? Кто я в этой жизни?
- Каким я хотел бы быть (в профессии и в жизни)?
- Каким я не хотел бы быть?
- Что мне нужно для того, чтобы реализовать свои цели, касающиеся профессионального развития?
- Что мне нужно, чтобы реализовать свои цели в жизни?
- Каков замысел, смысл, миссия моей профессии?
- Как соотносится миссия моей профессии с моими целями в жизни, в профессии.
Формы работы: групповая дискуссия.
Правила целеполагания.
Правила и этапы целеполагания. Общая схема целеполагания. Постановка собственных профессиональных целей по схеме:
- Формулировка цели
- Осмысление значимости цели (соотнесение с потребностями, социальный контекст, соотнесение с другими жизненными целями и ценностями)
- Описание необходимых ресурсов (внешних и внутренних и способы их получения)
- Составление плана действий с указанием срока их выполнения
- Критерии достижения целей и реализации отдельных этапов
Формы работы: индивидуальная домашняя работа; групповая дискуссия; анализ анонимных работ, подсчитывая частоты встречаемости тех или иных элементов: функции, ожидания, запросы, неопределенность в описании и т.д.
Тема 5. Образ «Я в профессии»
Цель: Создание программы фрофессионального пути
Профессиональные «Я-реальное» и «Я-идеальное» образы
Описание профессионального образа «Я-реального» и профессионального образа «Я-идеального» на основе структуры деятельности А.Н. Леонтьева:
- суть деятельности и мотивы;
- действия-умения и цели-принципы;
- операции и условия (зависимость от условий).
Формы работы: индивидуальная письменная работа; групповая дискуссия.