Очень часто номинальная мощность электродвигателя является избыточной с точки зрения нагрузки – двигатели редко эксплуатируются при полной нагрузке. По данным исследований, проводившихся на предприятиях стран ЕС, в среднем двигатели эксплуатируются при нагрузке, составляющей 60 % номинальной. Согласно [4] электродвигатели достигают максимального КПД при нагрузке от 60 до 100 % номинальной, рис. 2.3. По данным [20] (США) связь КПД и нагрузки у двигателей существенно иная, см. рис. 6.1.
Рис. 2.3. Зависимость КПД электродвигателя от его нагрузки
Индукционные двигатели достигают максимального КПД при нагрузке около 75 % номинальной, и величина КПД остается практически неизменной при снижении нагрузке до 50 % номинала. При нагрузке ниже, чем 40 % номинальной, условия работы двигателя существенно отличаются от оптимальных, и КПД снижается очень быстро. У двигателей высокой мощности порог, ниже которого происходит резкое снижение КПД, составляет около 30 % номинальной нагрузки.
Использование двигателей с оптимальной номинальной мощностью:
• способствует повышению энергоэффективности, позволяя эксплуатировать двигатели при максимальном КПД;
• может способствовать снижению потерь в сетях, связанных с низким коэффициентом мощности;
• может способствовать некоторому снижению частоты вращения вентиляторов и насосов и, как следствие, энергопотреблению этих устройств.