Подбор технологического инструментария, форм и средств психологической деятельности

Данное направление призвано повысить эффективность психологической работы, и строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося, например подростка можно включить в индивидуальные и групповые формы работы, консультирование,психокоррекционные занятия, возможные методы и приемы работы: элементы арт-терапии, психодраматические техники, релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия и др.

4. Определение плана программы помощи

План программы помощи выстраивается исходя из целей коррекционно-реабилитационной работы.

Возможные составляющие плана:

1. Изучение запроса, проведение комплексной психологической диагностики эмоционально-личностной, коммуникативной сфер подростка.

2. Индивидуальное консультирование учащегося и членов семьи, педагогических работников (мастеров и др.).

3. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с подростком.

4. При необходимости включение подростка в групповую работу при условии положительной, устойчивой динамики эмоционально-личностных изменений.

5. Определение прогнозируемого результата.

· Уровень тревожности в пределах нормы.

· Отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности.

· Сформированная адекватная самооценка.

· Ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.

· Адаптация в учебном коллективе, семье.

· Осознание собственных чувств, мыслей.

· Осознание собственного чувства гнева, дифференциация приемлемых и неприемлемых способов выражения гнева.

· Принятие собственной уникальности (создание чувства своего собственного «Я» с соответствующими границами).

В целях профилактики суицидальных намерений подростков педагоги-психологи учреждений НПО, СПО могут проводить профилактические занятия и тренинги, направленные на:

- развитие коммуникативных навыков,

- формирование адекватной самооценки,

- снятие тревожности,

- улучшение микроклимата в учебном коллективе,

- обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций,

- разрешение конфликтов, регуляцию эмоционального состояния,

- формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью,

- формирование навыков преодоления стрессов.

С педагогическими работниками следует проводить мероприятия направленные на психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди подростков. Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

Педагогами-психологами также должны проводиться информационные совещания, обучающие семинары, мастер-классы и др. для педагогических работников по вопросам оказания помощи детям, находящимся в кризисных состояниях, профилактики суицидов среди учащихся. На данных занятиях педагоги смогут научиться оказывать помощь подросткам и юношам в самоутверждении, поддерживать веру в себя, помогать найти деятельность, в которой ребенок почувствует себя значимым, создавать ситуацию успеха.

Важной составляющей деятельности педагогов-психологов по профилактике суицидов является просветительская работа с родителями, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, подкрепление у родителей чувства любви к ребенку, принятие его, согласование единых требований к детям. На родительских собраниях, групповых консультациях педагогами-психологами могут быть освещены следующие темы:

- Роль наказания и поощрения в воспитании детей.

- Эффективные стили семейного воспитания.

- Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении.

- Профилактика возникновения кризисных состояний у подростков и юношей.

- Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка.

- Как сохранить доверие подростка?

- Влияние семейных кризисных ситуаций на развитие личности ребенка.

На родительских собраниях и классных часах подростки и их родители смогут получить информацию о правилах поведения в кризисной ситуации, службах и специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь. Данная информация также может быть размещена на стендах образовательного учреждениях.

Представим модель деятельности по профилактике суицидального поведения среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, которая позволяет педагогу-психологу системно и предметно строить свою работу по предупреждению самоубийств.


 
 


Рис 4. Модель профилактики суицидального поведения



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: