№ п.п
| Лекции (краткое содержание)
| Кол-во лекционных часов
| Объем на тематический блок, ч
|
Практические и др. занятия
| Лабора-торные занятия
| Самостоя-тельная
работа
|
|
|
|
|
|
|
ТБ-1 Процесс стратегического менеджмента
|
| Лекция 1. Введение в стратегический менеджмент. История развития науки. Отличие стратегического менеджмента от стратегического планирования.
|
|
|
|
|
| Лекция 2. Понятие стратегии. Определение понятия «стратегия». Виды стратегий.
|
|
|
|
|
| Лекция 3. Основы процесса стратегического менеджмента. Формирование стратегического видения. Стратегическое видение и миссия.
|
|
|
|
|
| Лекция 4. Подходы стратегического менеджмента. Процесс стратегического менеджмента. Постановка целей. Принципы и подходы стратегического менеджмента.
|
|
|
|
|
| Лекция 5. Процесс разработки стратегии. Процесс стратегического менеджмента. Составляющие стратегии. Стратегия и творческий подход.
|
|
|
|
|
| Лекция 6. Корректировка стратегии. Процесс стратегического менеджмента. Реализация стратегии. Оценка результатов и корректировка стратегии. Причины изменения стратегии.
|
|
|
|
|
| Лекция 7. Подходы к разработке стратегии. Делегирование. Коллективный подход и совместный. Сравнение подходов.
|
|
|
|
|
ТБ-2 Анализ отрасли и конкурентной ситуации
|
| Лекция 1. Модели конкуренции при разработке стратегии. Пятифакторная модель конкуренции М.Портера. Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов. Барьеры вхождения.
|
|
|
|
|
| Лекция 2. Пятифакторная модель конкуренции М.Портера. Интенсивность соперничества между действующими конкурентами. Влияние на интенсивность конкуренции барьеров входа и выхода.
|
|
|
|
|
| Лекция 3. Пятифакторная модель конкуренции М.Портера. Давление со стороны продуктов субститутов. Рыночная власть покупателей. Рыночная власть поставщиков.
|
|
|
|
|
| Лекция 4. Последовательность анализа отрасли и конкурентной ситуации. Основные экономические характеристики отрасли.
|
|
|
|
|
| Лекция 5. Последовательность анализа отрасли и конкурентной ситуации. Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде. Движущие силы конкуренции.
|
|
|
|
|
| Лекция 6. Анализ самых сильных и самых слабых конкурентов. Карты стратегических групп
|
|
|
|
|
| Лекция 7. Возможные действия конкурентов. Выявление будущих лидеров отрасли.
|
|
|
|
|
| Лекция 8. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. Общая привлекательность отрасли и перспективы достижения прибыльности.
|
|
|
|
|
| Лекция 9. Методика анализа конкурентов. Будущие цели. Представления. Текущая стратегия.
|
|
|
|
|
| Лекция 10. Построение системы сбора конкурентной информации. Конкурентная разведка. Схема возможной последовательности действий при оценке конкурентоспособности товара.
|
|
|
|
|
ТБ-3 Стратегия и конкурентное преимущество
|
| Лекция 1. Базовые конкурентные стратегии. Условия реализации базовых стратегий. Конкурентное преимущество по издержкам. Реорганизация цепочки ценности. Детерминанты конкурентного преимущества.
|
|
|
|
|
| Лекция 2. Базовые конкурентные стратегии. Типы дифференциации. Сферы создания дифференциации. Затраты на дифференциацию.
|
|
|
|
|
| Лекция 3. Сфокусированные стратегии. Застревание на середине.
|
|
|
|
|
| Лекция 4. Риски базовых конкурентных стратегий. Риски дифференциации. Риски фокусирования.
|
|
|
|
|
54 ЧАСА
| Лекция 5. Стратегия вертикальной интеграции. Выгоды вертикальной интеграции.
|
|
|
|
|
| Лекция 6. Издержки вертикальной интеграции. Частичная интеграция. Квазиинтеграция.
|
|
|
|
|
| Лекция 7. Наступательные стратегии для сохранения конкурентного преимущества.
|
|
|
|
|
| Лекция 8. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества.
|
|
|
|
|
ТБ-4 Разработка стратегии с учетом специфики отрасли и ситуации
|
| Лекция 1. Концепция эволюции отрасли. Эволюционные процессы.
|
|
|
|
|
| Лекция 2. Конкурентная стратегия в новых отраслях. Структурные особенности формирующихся отраслей.
|
|
|
|
|
| Лекция 3. Конкурентная стратегия в зрелых отраслях. Изменения отрасли в переходный период.
|
|
|
|
|
| Лекция 4. Стратегии для компаний-преследователей.
|
|
|
|
|
| Лекция 5. Стратегии в отстающих компаниях-конкурентах.
|
|
|
|
|
| Лекция 6. Стратегии для неконкурентоспособных компаний и компаний в состоянии кризиса.
|
|
|
|
|
ТБ-5 Методы портфельного анализа
|
| Лекция 1. Матрица «рост — удельный вес в обороте рынка» Бостонской консалтинговой группы. Процесс применения метода. Метод конкурентного анализа Бостонской консалтинговой группы.
|
|
|
|
|
| Лекция 2. Оценкаконкурентоспособности подразделений. Матрица экрана бизнеса General Electric
|
|
|
|
|
| Лекция 3. Формирование портфеля стратегий с учетом стадии жизненного цикла отрасли. Модель ADL/LC. Модель HOFER/ SCHENDEL
|
|
|
|
|
ТБ-6 Реализация стратегии
|
| Лекция 1. Основы реализации стратегии. Главные задачи реализации стратегии. Создание эффективной организации.
|
|
|
|
|
| Лекция 2. Реализация стратегии организации на основе системы сбалансированных показателей
|
|
|
|
|
| Лекция 3. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией.
|
|
|
|
|
Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебной программой курса и предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.
Практикум состоит из семи разделов, соответствующих дидактически единицам курса стратегического менеджмента. Каждый раздел состоит из отдельных тем и построен так, что сначала излагаются сжатые теоретические указания о методах анализа показателей. Затем рассматривается типовой пример задания для самостоятельного выполнения.
В процессе проведения практических работ можно использовать для расчетов ПЭВМ и, в частности, электронные таблицы EXCEL. При этом для студентов является необходимым знание основ линейной алгебры программирования и Microsoft Office. Работа представляется в письменном виде.