Содержание дисциплины

№ п.п Лекции (краткое содержание) Кол-во лекционных часов Объем на тематический блок, ч
Практические и др. занятия Лабора-торные занятия Самостоя-тельная работа
           
ТБ-1 Процесс стратегического менеджмента
  Лекция 1. Введение в стратегический менеджмент. История развития науки. Отличие стратегического менеджмента от стратегического планирования.        
  Лекция 2. Понятие стратегии. Определение понятия «стратегия». Виды стратегий.        
  Лекция 3. Основы процесса стратегического менеджмента. Формирование стратегического видения. Стратегическое видение и миссия.        
  Лекция 4. Подходы стратегического менеджмента. Процесс стратегического менеджмента. Постановка целей. Принципы и подходы стратегического менеджмента.        
  Лекция 5. Процесс разработки стратегии. Процесс стратегического менеджмента. Составляющие стратегии. Стратегия и творческий подход.        
  Лекция 6. Корректировка стратегии. Процесс стратегического менеджмента. Реализация стратегии. Оценка результатов и корректировка стратегии. Причины изменения стратегии.        
  Лекция 7. Подходы к разработке стратегии. Делегирование. Коллективный подход и совместный. Сравнение подходов.        
ТБ-2 Анализ отрасли и конкурентной ситуации
  Лекция 1. Модели конкуренции при разработке стратегии. Пятифакторная модель конкуренции М.Портера. Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов. Барьеры вхождения.        
  Лекция 2. Пятифакторная модель конкуренции М.Портера. Интенсивность соперничества между действующими конкурентами. Влияние на интенсивность конкуренции барьеров входа и выхода.        
  Лекция 3. Пятифакторная модель конкуренции М.Портера. Давление со стороны продуктов субститутов. Рыночная власть покупателей. Рыночная власть поставщиков.        
  Лекция 4. Последовательность анализа отрасли и конкурентной ситуации. Основные экономические характеристики отрасли.        
  Лекция 5. Последовательность анализа отрасли и конкурентной ситуации. Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде. Движущие силы конкуренции.        
  Лекция 6. Анализ самых сильных и самых слабых конкурентов. Карты стратегических групп        
  Лекция 7. Возможные действия конкурентов. Выявление будущих лидеров отрасли.        
  Лекция 8. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. Общая привлекательность отрасли и перспективы достижения прибыльности.        
  Лекция 9. Методика анализа конкурентов. Будущие цели. Представления. Текущая стратегия.        
  Лекция 10. Построение системы сбора конкурентной информации. Конкурентная разведка. Схема возможной последовательности действий при оценке конкурентоспособности товара.        
ТБ-3 Стратегия и конкурентное преимущество
  Лекция 1. Базовые конкурентные стратегии. Условия реализации базовых стратегий. Конкурентное преимущество по издержкам. Реорганизация цепочки ценности. Детерминанты конкурентного преимущества.        
  Лекция 2. Базовые конкурентные стратегии. Типы дифференциации. Сферы создания дифференциации. Затраты на дифференциацию.        
  Лекция 3. Сфокусированные стратегии. Застревание на середине.        
  Лекция 4. Риски базовых конкурентных стратегий. Риски дифференциации. Риски фокусирования.        
54 ЧАСА Лекция 5. Стратегия вертикальной интеграции. Выгоды вертикальной интеграции.        
  Лекция 6. Издержки вертикальной интеграции. Частичная интеграция. Квазиинтеграция.        
  Лекция 7. Наступательные стратегии для сохранения конкурентного преимущества.        
  Лекция 8. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества.        
ТБ-4 Разработка стратегии с учетом специфики отрасли и ситуации
  Лекция 1. Концепция эволюции отрасли. Эволюционные процессы.        
  Лекция 2. Конкурентная стратегия в новых отраслях. Структурные особенности формирующихся отраслей.        
  Лекция 3. Конкурентная стратегия в зрелых отраслях. Изменения отрасли в переходный период.        
  Лекция 4. Стратегии для компаний-преследователей.        
  Лекция 5. Стратегии в отстающих компаниях-конкурентах.        
  Лекция 6. Стратегии для неконкурентоспособных компаний и компаний в состоянии кризиса.        
ТБ-5 Методы портфельного анализа
  Лекция 1. Матрица «рост — удельный вес в обороте рынка» Бостонской консалтинговой группы. Процесс применения метода. Метод конкурентного анализа Бостонской консалтинговой группы.        
  Лекция 2. Оценкаконкурентоспособности подразделений. Матрица экрана бизнеса General Electric        
  Лекция 3. Формирование портфеля стратегий с учетом стадии жизненного цикла отрасли. Модель ADL/LC. Модель HOFER/ SCHENDEL        
ТБ-6 Реализация стратегии
  Лекция 1. Основы реализации стратегии. Главные задачи реализации стратегии. Создание эффективной организации.        
  Лекция 2. Реализация стратегии организации на основе системы сбалансированных показателей        
  Лекция 3. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией.        

Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебной программой курса и предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.

Практикум состоит из семи разделов, соответствующих дидактически единицам курса стратегического менеджмента. Каждый раздел состоит из отдельных тем и построен так, что сначала излагаются сжатые теоретические указания о методах анализа показателей. Затем рассматривается типовой пример задания для самостоятельного выполнения.

В процессе проведения практических работ можно использовать для расчетов ПЭВМ и, в частности, электронные таблицы EXCEL. При этом для студентов является необходимым знание основ линейной алгебры программирования и Microsoft Office. Работа представляется в письменном виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: