История развития науки

Стратегическое управление как особая функция и феномен человеческого интеллекта возникло на заре развития человеческого общества и было неразрывно связано с историческими этапами его развития.

Еще когда первобытные люди боролись за свое существование в агрессивной и изменяющейся среде, выживали из них далеко не все. История показывает, что многие племена вымерли оттого, что их вожди не смогли правильно распределить свои ресурсы, вовремя отреагировать на угрозы внешней среды, предусмотреть крупные изменения. Человек является одним из самых уязвимых звеньев биосферы Земли, и выжили лишь те, кто смог развить функции мозга, организовать свою деятельность так, что сила разума победила силы природы.

Способность предусматривать и оценивать будущие события, строить стратегии поведения стала решающим фактором выживания и развития человеческого общества. По оценкам историков, на Земле возникло и исчезло несколько десятков крупных цивилизаций, таких, в частности, как Шумер, Древний Египет, Древний Вавилон, Римская империя, Византия и многие другие. В основе краха многих, казалось бы, таких несокрушимых империй, как Ассирия, Вавилонское царство, Древний Рим и других, было много причин, но среди них, несмотря на все их различия, всегда присутствовало несколько общих факторов - слабость и просчеты их руководства, моральное падение и деградация населения, отсутствие стимулов развития, выбор ошибочных стратегий.

С одной стороны, история человечества— это история непрерывных войн и борьбы за власть, ресурсы, стремление к абсолютному доминированию одной державы над другой (например, Ассирия, Древний Рим, империя Чингисхана и др.). С другой стороны — это история борьбы за свободу и противостояние насилию и тирании (восстание Спартака, борьба коалиции европейских государств с Наполеоном, Вторая мировая война и др.).

В многочисленных сражениях, сопутствовавших развитию человечества, не всегда побеждал тот, кто имел высокие идеалы и был прав, взявшись за оружие, защищая свой дом и страну. Многие государства, пытавшиеся встать на пути Чингисхана и его жестокого войска, были стерты с лица Земли. Победы всегда добивался тот, кто использовал более эффективную стратегию, умел точно просчитать возможные варианты, обеспечить свои войска всем необходимым, организовать управление войсками, вызвать у своих подчиненных сильное желание победы.

Стратегия и стратегическое мышление всегда были и будут неотъемлемыми сферами развития человеческого интеллекта. История свидетельствует, что причинами успешного развития или краха, прежде всего, являются эффективные или, наоборот, ошибочные стратегические решения руководителей.

Понятие стратегии восходит к древнегреческим словам stratos (войска) и ago (веду), а стратегами в древности называли тех, кто разрабатывал и осуществлял военные операции. По мере развития хозяйственной деятельность и усложнения экономических отношений элементы стратегического мышления в той или иной форме начали применяться и для управления экономикой. История показывает, как бурно развивались государства при умелом управлении и как они приходили в упадок и рушились из-за алчности, эгоизма правителей и их советников, неумения распорядиться ресурсами, плохого планирования, отсутствия стратегического мышления.

Истоки стратегического управления уходят корнями в далекое прошлое. Еще за 2,5 тысячи лет до н. э. была предпринята первая попытка обобщить стратегический опыт в письменном виде. Речь идет о знаменитом трактате древнекитайского стратега и военачальника Сунь-Цзы «Искусство войны». Этот труд в 8-ми томах обобщал и включал в себя все наиболее важное для разработки стратегических планов и принятия стратегических решений. Многие положения этого труда являются классическими стратегическими моделями, так называемые стратагемы, показывающие, как должен вести себя полководец в той или иной ситуации.

Уже в наше время прямое применение этих принципов к управлению бизнесом дало удивительные результаты многим предпринимателям. Так, предприниматель Г. Галиарди в течение многих лет безуспешно пытался развивать свой бизнес без разработки стратегии. Случайно он познакомился с работами древнекитайского военного стратега Сунь-Цзы. Тщательно изучив их и переложив язык древних рекомендаций на современный язык бизнеса, он практически применил древние рекомендации к собственной деятельности и создал успешно работающую компанию.

По мнению Г. Галиарди и многих других предпринимателей, бизнес — это противостояние и противоборство конкурентов, а конкурентную борьбу, как и войну, нужно вести средствами стратегического управления, иначе, неизбежно поражение. В своих разработках древние стратеги уделяли большое внимание и философским аспектам противостояния соперников, морали, поиску лучших способов использования человеческого фактора для достижения побед.

Разработка стратегий и стратегических планов всегда сопутствовала развитию человеческого общества. Стратегическое управление странами, регионами, городами имеет глубокие исторические корни. Накопленный опыт в этих сферах управления во многом повлиял на развитие стратегического менеджмента фирм — важнейшей сферы современного управления. Многие древние модели и принципы стратегического управления, в частности стратагемы, представляющие собой модели военных операций, используются для анализа и разработки современных стратегий развития компаний.

Ряд специалистов считают, что стратегический менеджмент возник в 70—80-е годы XX века. Так, П. Дойль выделяет следующие этапы и акценты в эволюции стратегического менеджмента:

финансовое, бюджетное планирование, составление бюджетов и контроль отклонений (пик развития — конец 1950-х годов);

перспективное, долгосрочное планирование, построение прогнозов и моделей будущего в виде определения наиболее важных целей (период популярности — 1960-е годы);

стратегическое планирование, в виде принципов и методик поэтапной разработки перспективных долгосрочных планов, оценки альтернатив развития, определения наиболее эффективных решений, решения задач оптимизации распределения ресурсов (период наибольшей популярности — 1970-е годы);

стратегический менеджмент, акцент на учет изменений, управление в режиме реального времени (начало 1980-х годов).

Однако такое выделение этапов по функциональным признакам слишком упрощает реальный процесс развития теории и практики стратегического менеджмента и разрывает исторические связи с его историческими предшественниками — стратегическим управлением странами, городами, регионами, армиями, торговыми домами, крупными хозяйствами.

Как целостная научно-обоснованная система знаний стратегический менеджмент сформировался в последней трети XX века, но на многих крупных предприятиях различных стран уже в XIX — первой половине XX века применялся ряд принципов и элементов современного стратегического менеджмента. Так, в частности, многие компании и правительства стран разрабатывали долгосрочные планы и прогнозы, строили стратегии конкуренции, в том числе на мировых рынках, проводили сегментирование рынков, пытались найти наиболее эффективные пути распределения ограниченных ресурсов, применяли многие другие методы стратегического менеджмента.

С учетом влияния на современный стратегический менеджмент его исторических предшественников можно выделить следующие этапы его развития.

Древний этап стратегического управления (с древних времен до начала XVI века) включает:

Ø накопление опыта стратегического управления городами, государствами, крупными военными операциями (с древних времен до зарождения Древней Римской империи). Этот опыт нашел свое выражение в письменно зафиксированных принципах и методах управления;

Ø разработку стратегий и методов управления империями (Древний Рим, Византия и др.), во многом повлиявших на современные подходы, включавшие административное деление стран, системы распределения стратегических полномочий и власти, организацию управления стратегическими ресурсами, систематизацию, накопление ц распространение опыта стратегического руководства;

Ø предысторию стратегического менеджмента (до XVI века), возникновение предпринимательства как особого вида экономической деятельности, формирование банковской системы, развитие начал экономического анализа;

Ø начальный этап стратегического менеджмента (с XVI до начала XX века), когда в управлении государствами, городами, крупными коммерческими организациями (торговые дома, банки, коммерческие союзы), хозяйствами возникли элементы перспективного планирования, организации и контроля сложных рыночных процессов.

Этап развития перспективного планирования, систем контроля и административного управления (в первой половине XX века). На этом этапе акцент ставился на разработку целевых долгосрочных планов и программ крупных преобразований. Примерами таких программ являются: Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО — 1920—1931 годы), благодаря которому СССР быстро превратился в мощную индустриальную державу; Программа вывода США из Великой депрессии, осуществленная президентом США Ф. Рузвельтом (1933—1939 годы). Также с использованием многих элементов стратегического планирования создавались новые типы самолетов, автомобилей, электронных устройств и многие другие инновации, преобразившие мир.

Этап развития разработки стратегических альтернатив на основе методов теории исследования операций (50-60-е годы XX века). После Второй мировой войны во всем мире повысился интерес к перспективному планированию, разработке стратегий, поиску и научному обоснованию наиболее эффективных путей развития бизнеса. Этому объективно способствовал приток в экономику многих бывших военных, которые внесли в бизнес свои знания и навыки организации планирования военных операций и стали применять их в управлении экономикой. Повышенное внимание собственников и менеджеров к стратегическим аспектам развития бизнеса было вызвано и усилением конкуренции, усложнением экономических связей, ростом неопределенности и рисков. Стало ясно, что в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто лучше планирует и организует выполнение своих стратегических планов.

Этап формирования самостоятельной теории стратегического менеджмента (60-80-е годы XX века). На рубеже 60-х годов в развитии стратегического менеджмента наступает новый этап. Стратегическое управление становится функционально самостоятельным и центральным звеном управления. Возникает большой интерес к исследованию стратегических аспектов развития организаций и резко повышается уровень научных исследований в этой сфере. В 70-80-х годах XX века быстрое развитие информационных технологий и методов системного анализа в экономике, научное обобщение опыта успешного управления корпорациями привело к подъему исследований в сфере стратегического менеджмента и появлению новых подходов к управлению. На разных этапах исторического развития стратегического менеджмента усиливалось внимание к его различным аспектам. Так, в первой половине XX века акцент в развитии стратегического управления ставился на разработку долгосрочных планов и контроль их выполнения. Со второй половины XX века акцент был сделан на разработку стратегий и методов стратегического планирования. В 60—80-е годы акцент ставится на разработку и применение различных моделей стратегического управления, в частности модели BCG (Бостонской Консалтинговой группы.

Этап развития новых подходов в теории и практике стратегического менеджмента (рис. 1.4), направленных на достижение устойчивых конкурентных преимуществ фирм и инновационные изменения (с начала 90-х годов XX столетия до наших дней). В связи с быстрым ростом конкуренции, глобализацией иусложнением экономики акцент переносится на разработку конкурентных и инновационных стратегий, управление разработкой и внедрением новых продуктов, управление стратегическими инвестиционными проектами, развитие внутреннего потенциала фирм, создание устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ. Разрабатываются и применяются новые системы стратегического управления на базе компьютерных сетей. Стратегический менеджмент в последние годы непрерывно усложняется. Наиболее важные функции менеджмента преобразуются в объектно-ориентированные, относительно самостоятельные разновидности — стратегический маркетинг, инновационный менеджмент, логистический менеджмент и многие другие направления, влияющие на стратегическое развитие фирм.

Стратегический менеджмент

 
 


Рис.1.4. Развитие стратегического менеджмента

Отличительной особенностью развития современного стратегического менеджмента является поиск методов достижения долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях непрерывных изменений, развитие и эффективное использование внутреннего потенциала организаций на основе инноваций, противостояние угрозам обостряющейся и становящейся глобальной конкуренции.

1.3. Отличие стратегического менеджмента от стратегического планирования

В чем разница между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом? Стратегическое планирование сфокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, в то время как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров и новых технологий. Перефразируя Питера Друкера, стратегическое планирование - управление планами, а стратегический менеджмент - управление результатами.

Стратегическое планирование - аналитический процесс, а стратегический менеджмент-организационный. В стратегическом планировании используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы. Таким образом, стратегическое планирование отвечает на вопрос: что делать? Стратегический менеджмент - на вопросы: как? и кто это будет делать? На рис. 1.5 изображена схема процесса планирования.

Стратегический менеджмент состоит из формулирования стратегий; развития деловых способностей компании; управления внедрением стратегий и развитием способностей. В стратегическом планировании во главу угла ставится анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики компании.

Основная цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции компании на динамику рынка и поведение конкурентов. Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль.

Рис. 1.5. Схема процесса планирования

Отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования помимо того, что они связаны с процессом реализации стратегии, определяются еще несколькими важными факторами:

- информационное наполнение - в стратегическом менеджменте увеличивается мера неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях и, следовательно, уменьшается информационное наполнение системы управления. Это ведет к развитию более чувствительных систем информационного наблюдения за внешней средой;

- появление стратегических неожиданностей типа секвестирования российского бюджета, которые вынуждают принимать стратегические решения вне циклов планирования, т. е. стратегический менеджмент характеризуется быстрой реакцией на изменения внешней среды внутри плановых периодов. Для улавливания таких неожиданностей создаются системы сбора, анализа информации и принятия стратегических решений в реальном масштабе времени;

- реакция стратегического менеджмента на внешние изменения является двойственной: долговременной и оперативной одновременно. Долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная - реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени; в стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто данное и неизменное, к чему фирма должна адаптироваться. Скорее рассматриваются способы и стратегии изменения внешнего окружения;

- стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления, т. е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а также усовершенствования, необходимые для адаптации стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени [12].

В то же время не существует противоречия между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом. Стратегическое планирование является частью стратегического менеджмента, его базовой функцией. Другое дело, что требования к стратегическому менеджменту изменились, в новых условиях понадобилась концепция стратегического управления, основанная на объединении процессов стратегического планирования (внешняя среда) и эффективного управления бизнес-процессами в самой компании. Концепция современного стратегического планирования и управления в целом — это единая концепция по обеспечению устойчивости развития и конкурентоспособности фирмы, базирующаяся на взаимодействии факторов внешней и внутренней среды (рис. 1.6) [35].

Рис.1.6. Концепция по обеспечению устойчивости развития

и конкурентоспособности фирмы

Контрольные вопросы

1. Назовите три основных образа действий при формулировке стратегии.

2. Какие этапы в эволюции стратегического менеджмента существуют?

3. В чем главные отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: