double arrow

Процесс стратегического менеджмента. Постановка целей

Постановка целей

Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.

Установление цели — это более конкретный, чем миссия, уровень принятия решений. Следует различать цели общие, разрабатываемые на долгосрочную перспективу для фирмы в целом, и цели специфические, устанавливаемые по основным видам и функциональным направлениям деятельности на основе общих целей организации. Сам процесс постановки целей в организации в основном происходит сверху вниз.

Каждый руководитель в организации, от наивысшего до низшего уровня, должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне. По сути, это руководство к действию, подразумевающее, каких результатов, когда необходимо достичь и кто за это отвечает.

Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях и содержать предельные значения, которых нужно добиться. Необходимость постановки задач существует на всех уровнях управления, и цели должны быть установлены не только для организации в целом, но и для каждого подразделения, каждой товарной группы, функционального или обеспечивающего отдела.

Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

■ четкая ориентация на определенный интервал времени;

■ конкретность и измеримость;

■ непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

■ адресность и контролируемость.

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных задач. Кроме экономических задач перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи.

Наряду с регулярно повторяющимися «традиционными проблемами» они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация видов целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. В таблице 1.3 представлена классификация видов целей.

Таблица 1.3

Классификация видов целей

Критерии классификации Группы целей
Период установления Стратегические Оперативные Тактические
Содержание Экономические Социальные Организационные Технические Научные Политические
Структурные Маркетинговые Производственные Инновационные Финансовые Кадровые Административные
Среда Внутренние Внешние
Измеримость Количественные Качественные
Повторяемость Постоянные Разовые (повторяющиеся)
Иерархия Предприятий Подразделений
Стадия жизненного цикла Проектирование и Зрелость объекта создание объекта. Завершение жизненного цикла объекта Рост объекта

После определения стратегической цели (целей) компании необходимо разложить ее на более мелкие, т.е. декомпозировать на разные уровни компании (декомпозиция — разложение основных целей на структурные образования без утраты смысла целого).

Одним из распространенных методов декомпозиции является построение дерева целей [16].

Дерево целей — это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель (вершина дерева); подчиненные ей цели первого, второго и последующего уровней (ветви дерева).

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

§ общая цель (находящаяся в вершине графа) должна содержать описание конечного результата;

§ при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

§ при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

§ подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;

§ фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Таким образом, цели организации должны составлять единую систему. Цель компании в идеальном варианте декомпозируется до целей отдельных сотрудников. Так, процессы, происходящие на разных уровнях организации, сонаправлены на достижение единой цели — цели компании. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: