Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее время: какие товары и услуги она производит, кто ее клиенты, каковы технологические и деловые возможности. Большинство компаний включают миссию в свои годовые отчеты и размещают на Web-сайтах. Миссия ничего не говорит о направлении развития компании, будущей деятельности и бизнес-планах. Таким образом, стратегическое видение отражает будущее компании, а миссия — настоящее.
В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.
В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Правильно определенная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту фирму, в которой она была выработана. В стратегическом менеджменте говорят о миссии в узком понимании. На рис. 1.12 представлена схема процесса выработки мисси фирмы.
|
|
Рис. 1.12. Схема выработки миссии фирмы
Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача фирмы, и любую деятельность фирмы подчинить ее решению. Значение миссии проявляется в следующем:
1) миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет фирма, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа фирмы в представлении субъектов внешней среды;
2) миссия способствует единению внутри фирмы и созданию корпоративного духа. Миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение фирмы. В результате сотрудники объединяют свои действия в едином направлении;
3) миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
· является базой для установления целей фирмы, обеспечивает непротиворечивость их, а также помогает выработке стратегии, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;
· дает общий подход к распределению ресурсов фирмы и создает базу для оценки их использования;
· расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
|
|
Главный вопрос, на который отвечает миссия, - это о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в передвижении; университет — в образовании; мэрия — в создании условий достойной жизни для горожан. Правильный ответ на вопрос о потребностях, которые удовлетворяет организация, уже сам по себе способен привнести много нового в деятельность этой организации. Скажем, автомобильный завод начинает развивать сеть предприятий по обслуживанию потребителей (ремонтные мастерские, авторизованные дилеры, лизинговые схемы продаж), университет расширяет сферу деятельности (краткосрочные курсы, спортивные услуги, услуги библиотек), а мэрия субсидирует услуги Интернета для школьников города.
Из всего сказанного можно выделить, что миссия фирмы предназначена для решения следующих основных задач:
· представить в явном виде то, для чего существует фирма, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей;
· определить, чем данная фирма отличается от других фирм, действующих на том же рынке;
· создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых на фирме;
· согласовать интересы всех лиц, связанных с фирмой (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.);
· способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.