Определение 2.3

Извлечение знаний (knowledge elicitation) — это процесс взаимодействия ана­литика с источником знаний, в результате которого становится явным процесс рассуждений специалиста при принятии решения и структура его представле­ний о предметной области.

Во все времена большинство разработчиков ЭС отмечало, что процесс извлечения знаний остается самым "узким" местом при построении промыш­ленных ЭС. При этом им приходится практически самостоятельно разраба­тывать методы извлечения, сталкиваясь со следующими трудностями [Gaines, 1989]:

Ø организационные неувязки;

Ø неудачный метод извлечения, не совпадающий со структурой знаний в данной области;

Ø неадекватная модель (язык) для представления знаний.

Можно добавить к этому [Гаврилова, Червинская, 1992]:

Ø неумение наладить контакт с экспертом;

Ø терминологический разнобой;

Ø отсутствие целостной системы знаний в результате извлечения только "фрагментов";

Ø упрощение "картины мира" эксперта и др.

Процесс извлечения знаний — это длительная и трудоемкая процедура, в которой инженеру по знаниям, вооруженному специальными знаниями по когнитивной психологии, системному анализу, математической логике и пр., необходимо воссоздать модель предметной области, которой пользуют­ся эксперты для принятия решения. Часто начинающие разработчики ЭС, желая упростить эту процедуру, пытаются подменить инженера по знаниям самим экспертом. По многим причинам это нежелательно.

Во-первых, большая часть знаний эксперта — это результат многочислен­ных наслоений, ступеней опыта. И часто зная, что из А следует В, эксперт не отдает себе отчета, что цепочка его рассуждений была гораздо длиннее, например А -> D -> С -> В, или А -> Q -> R -> В.

Во-вторых, как было известно еще Платону, мышление диалогично. И по­этому диалог инженера по знаниям и эксперта — наиболее естественная форма изучения лабиринтов памяти эксперта, в которых хранятся знания, частью носящие невербальный характер, т. е. выраженные не в форме слов, а в форме наглядных образов, например. И именно в процессе объяснения инженеру по знаниям эксперт на эти размытые ассоциативные образы на­девает четкие словесные ярлыки, т. е. вербализует знания.

В-третьих, эксперту труднее создать модель предметной области вследствие глубины и объема информации, которой он владеет. Еще в ситуационном управлении [Поспелов, 1986] было выявлено, что объекты реального мира связаны более чем 200 типами отношений (временные, пространственные, причинно-следственные, типа "часть-целое" и др.). Эти отношения и связи предметной области образуют сложную систему, из которой выделить "скелет" или главную структуру иногда доступнее аналитику, владеющему к то­му же системной методологией.

Термин "приобретение" в рамках данной книги оставлен за автоматизиро­ванными системами прямого общения с экспертом. Они действительно не­посредственно приобретают уже готовые фрагменты знаний в соответствии со структурами, заложенными разработчиками систем. Большинство этих инструментальных средств специально ориентировано на конкретные ЭС с жестко обозначенной предметной областью и моделью представления зна­ний, т. е. не являются универсальными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: