Извлечение знаний (knowledge elicitation) — это процесс взаимодействия аналитика с источником знаний, в результате которого становится явным процесс рассуждений специалиста при принятии решения и структура его представлений о предметной области.
Во все времена большинство разработчиков ЭС отмечало, что процесс извлечения знаний остается самым "узким" местом при построении промышленных ЭС. При этом им приходится практически самостоятельно разрабатывать методы извлечения, сталкиваясь со следующими трудностями [Gaines, 1989]:
Ø организационные неувязки;
Ø неудачный метод извлечения, не совпадающий со структурой знаний в данной области;
Ø неадекватная модель (язык) для представления знаний.
Можно добавить к этому [Гаврилова, Червинская, 1992]:
Ø неумение наладить контакт с экспертом;
Ø терминологический разнобой;
Ø отсутствие целостной системы знаний в результате извлечения только "фрагментов";
Ø упрощение "картины мира" эксперта и др.
|
|
Процесс извлечения знаний — это длительная и трудоемкая процедура, в которой инженеру по знаниям, вооруженному специальными знаниями по когнитивной психологии, системному анализу, математической логике и пр., необходимо воссоздать модель предметной области, которой пользуются эксперты для принятия решения. Часто начинающие разработчики ЭС, желая упростить эту процедуру, пытаются подменить инженера по знаниям самим экспертом. По многим причинам это нежелательно.
Во-первых, большая часть знаний эксперта — это результат многочисленных наслоений, ступеней опыта. И часто зная, что из А следует В, эксперт не отдает себе отчета, что цепочка его рассуждений была гораздо длиннее, например А -> D -> С -> В, или А -> Q -> R -> В.
Во-вторых, как было известно еще Платону, мышление диалогично. И поэтому диалог инженера по знаниям и эксперта — наиболее естественная форма изучения лабиринтов памяти эксперта, в которых хранятся знания, частью носящие невербальный характер, т. е. выраженные не в форме слов, а в форме наглядных образов, например. И именно в процессе объяснения инженеру по знаниям эксперт на эти размытые ассоциативные образы надевает четкие словесные ярлыки, т. е. вербализует знания.
В-третьих, эксперту труднее создать модель предметной области вследствие глубины и объема информации, которой он владеет. Еще в ситуационном управлении [Поспелов, 1986] было выявлено, что объекты реального мира связаны более чем 200 типами отношений (временные, пространственные, причинно-следственные, типа "часть-целое" и др.). Эти отношения и связи предметной области образуют сложную систему, из которой выделить "скелет" или главную структуру иногда доступнее аналитику, владеющему к тому же системной методологией.
|
|
Термин "приобретение" в рамках данной книги оставлен за автоматизированными системами прямого общения с экспертом. Они действительно непосредственно приобретают уже готовые фрагменты знаний в соответствии со структурами, заложенными разработчиками систем. Большинство этих инструментальных средств специально ориентировано на конкретные ЭС с жестко обозначенной предметной областью и моделью представления знаний, т. е. не являются универсальными.