Психологический аспект

Ведущим аспектом извлечения знаний является психологический, посколь­ку он определяет успешность и эффективность взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с основным источником знаний — экспертом-профес­сионалом. Психологический аспект выделяется еще и потому, что извлече­ние знаний происходит чаще всего в процессе непосредственного общения

Рис. 2.7. Теоретико-методические аспекты инженерии знаний

разработчиков системы и экспертов, и психологические особенности могут полностью свести на нет высокий интеллектуальный потенциал разработки.

К сожалению, все члены коллектива разработчиков зачастую имеют техническое образование и не владеют даже зачатками профессиональных приемов общения. Общение, или коммуникация (от лат. communication — связь) — это междисциплинарное понятие, обозначающее все формы непосредственных контактов между людьми — от дружеских до деловых.

Существует несколько десятков теорий общения, и единственное, в чем сходятся все авторы, — это сложность и многоплановость процедуры общения. Подчеркивается, что общение — не просто однонаправленный процесс передачи сообщений и но двухтактный обмен порциями сведений, а нерасчлененный процесс циркуляции информации, т. е. совместный поиск истины [Каган, 1988] (рис. 2.8).

Рис. 2.8.. Структура процесса общения.

Итак, общение есть процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их Общность, И хотя общение первый вид деятельности, которым овладевает Человек в своем развитии, 110-настоящему владеют Культурой и наукой общения единицы.

Выделяют четыре основных уровня общения [Сагатовский, 1980]:

Ø уровень манипулирования, котла один субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности;

Ø уровень «рефлексивной игры», когда в процессе своей деятельности человек учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признает за ним самоценность и стремится к «выигрышу», к реализации своего проекта;

Ø уровень правового общения, когда субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга и пытаются согласовать их хотя бы внешне;

Ø уровень нравственного общения, когда субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности.

Стремление и умение общаться на высшем, четвертом, уровне может характеризовать степень профессионализма инженера по знаниям.

Известно, что потери информации при разговорном общении велики [Мицич, 1987] (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Потери информации при разговорном общении.

В связи с этим рассмотрим проблему увеличения информативности общения аналитика и эксперта за счет использования психологических знаний.

Можно выделить такие структурные компоненты модели общения при извлечении знаний:

Ø участники общения (партнеры);

Ø средства общения (процедура);

Ø предмет общения (знания).

В соответствии с этой структурой выделим три «слоя» психологических проблем возникающих при извлечении знаний (рис. 2.10):

Ø контактный;

Ø процедурный;

Ø когнитивный.

Рис. 2.10. Психологический аспект извлечения знаний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: