На первый взгляд критерий внутренней согласованности знания не соответствует реальным характеристикам, описывающим знания. Любое эмпирическое знание противоречиво и неполно. Эти характеристики эмпирических знаний подчеркивают его "многоукладность" — столь часто факты не согласуются друг с другом, определения противоречат, критерии диффузны и т. д. Аналитику, знающему особенности эмпирического знания, приходится сглаживать эти "шероховатости" эмпирики. Возможная противоречивость эмпирического знания — естественное следствие из основных законов диалектики, и противоречия эти не всегда должны разрешаться в поле знаний, а напротив, именно противоречия служат чаще всего отправной точкой в рассуждениях экспертов.
Неполнота знания связана с невозможностью полного описания предметной области. Задача аналитика эту неполноту ограничить определенными рамками "полноты", т. е. сузить границы предметной области, либо ввести ряд ограничений и допущений, упрощающих проблему.
Кроме того, эмпирическое знание модально. Модальность знания означает возможность его существования в различных категориях, т. е. в конструкциях существования и долженствования. Таким образом, часть закономерностей возможна, другая обязательна и т. д. Кроме того, приходится различать такие оттенки модальности, как:
Ø эксперт знает, что...;
Ø эксперт думает, что...;
Ø эксперт хочет, чтобы...;
Ø эксперт считает, что...
Системность
Системно-структурный подход к познанию (восходящий еще к Гегелю) ориентирует аналитика на рассмотрение любой предметной области с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей.
Современный структурализм исходит из многоуровневой иерархической организации любого объекта, т. е. все процессы и явления можно рассматривать как множество более мелких подмножеств (признаков, деталей) и, наоборот, любые объекты можно (и нужно) рассматривать как элементы более высоких классов обобщений. Например, системный взгляд на проблематику структурирования знаний позволяет увидеть его иерархическую организацию. Подробнее об этом см. долее в настоящей главе.