Объективность

Процесс познания глубоко субъективен, т. е. он существенно зависит от особенностей самого познающего субъекта. "Факты существуют для одного глаза и отсутствуют для другого" (Виппер). Таким образом, субъективность начинается уже с описания фактов и увеличивается по мере углубления идеализации объектов.

Следовательно, более корректно говорить о глубине понимания, чем об объективности знания. Понимание — это сотворчество, процесс истолкова­ния объекта с точки зрения субъекта. Это сложный и неоднозначный про­цесс, совершающийся в глубинах человеческого сознания и требующий мо­билизации всех интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Все свои усилия аналитик должен сосредоточить на понимании проблемы.

В психологии известен результат [Величковский, Капица, 1987], подтвер­ждающий факт, что люди, быстро и успешно решающие интеллектуальные задачи, большую часть времени тратят на понимание ее, в то время как плохие решатели быстро приступают к поискам решения и чаще всего не могут его найти.

Историзм

Этот критерий связан с развитием. Познание настоящего — есть познание породившего его прошлого. И хотя большинство экспертных систем дают "горизонтальный" срез знаний — без учета времени (в статике), инженер по знаниям должен всегда рассматривать процессы с учетом временных изме­нений — как связь с прошлым, так и связь с будущим. Например, структура поля знаний и база знаний должны допускать подстройку и коррекцию как в период разработки, так и во время эксплуатации ЭС.

Методология процесса получения нового знания

Методологически деятельность аналитика может быть представлена как не­которая последовательность этапов [Коршунов, Манталов, 1988]:

Ø Э_1: описание и обобщение фактов;

Ø Э_2: установление логических и математических связей, дедукция и ин­дукция законов;

Ø Э_3: построение модели;

Ø Э_4: объяснение и предсказание явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: