И детализация понятий (пирамида знаний)

Процесс образования метапонятий, т. е. интерпретации групп понятий, по­лученных на предыдущей стадии, как и обратная процедура — детализация (разукрупнение) понятий, — видимо, принципиально не поддающиеся формализации операции. Они требуют высокой квалификации экспертов, а также наличия способностей к "наклеиванию" лингвистических ярлыков. Если на рис. 2.23 показаны схемы обобщения и детализации на тривиаль­ных примерах, то в реальных предметных областях эта задача оказывается весьма трудоемкой. При этом независимо от того, формальными или не­формальными методами были выявлены понятия или детали понятий, при­своение имен которым или интерпретация их — всегда неформальный про­цесс, в котором инженер по знаниям просит эксперта дать название неко­торой группе понятий или отдельных признаков.

Рис. 2.23. Обобщение и детализация понятий

Это не всегда удается. Так, в системе АВТАНТЕСТ [Гаврилова, 1984] при образовании метапонятий, полученных методами кластерного анализа, ин­терпретация заняла несколько месяцев. Это связано с тем, что формальные методы иногда выделяют "искусственные" концепты, в то время как нефор­мальные обычно — практически используемые и потому легко узнаваемые понятия.

Методы построения пирамиды знаний обязательно включают использова­ние наглядного материала — рисунков, схем, кубиков. Уровни пирамиды чаще возникают в сознании инженера по знаниям именно как некоторые образы.

Построение пирамиды знаний может быть основано и на естественной иерархии предметной области, например связанной с организационной структурой предприятия или с уровнем компетентности специалистов (рис. 2.24).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: