Для получения данных о хозяйственных операциях используют сводные документы – учетные регистры. Учетные регистры – это бумажные или машинные носители, используемые для регистрации и группировки данных о состоянии, движении средств и операциях с ними, зафиксированных первичными документами (карточки, свободные листы – ведомости, применяемые учетные регистры, порядок записей отличается между собой.
Отличие регистров:
1. Внешний вид и форма регистров;
2. Техника и последовательность заполнения;
3. Взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета;
4. Взаимосвязь регистров в хронологической и синтетической записей.
Совокупность этих журналов определяет форму бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для ведения учетных записей в определенной последовательности и взаимосвязи.
Форма бухгалтерского учета определяет технологию учета, а не его результаты. Сводные показатели, получаемые при разных формах учета будут тождественны.
Выбор форм учета определяется традициями и способом обработки данных.
Требования к форме учета:
1. Контроль за показателями отчетности;
2. Вариантность получения детализированных показателей;
3. Минимизация затрат по ведению учета;
4. Максимальное использование вычислительной техники.
Наиболее простая форма учета используется в небольших организациях. Называется она «Американка». На основе первичных документов и накопительных составляется ведомость – Журнал-Главная. Журнал-Главная здесь совмещается систематическая запись и хронологическая запись. Аналитический учет ведется параллельно с синтетическим на основе первичных документов и сверяется с данными синтетического учета.
Особенности Журнала Главная:
1) Структура;
2) Совмещение синтетической с хронологической записей;
3) Параллельное ведение синтетического и аналитического учета.
Достоинства:
1. Простота;
2. Наглядность;
3. Не требует большой квалификации.
Недостатки:
1. Громоздкость;
2. Допускает отставание аналитического учета;
3. Не приспособлены для составления отчетности;
4. Отсутствуют сводные данные по однородным хозяйственным операциям.
Схема учета по форме «Американка»
Первичный документ Карточки аналитического учета
Накопительная ведомость Оборотная ведомость
Журнал Главная (С/У сравнивается с А/У)
![]() | |||
![]() |
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета возникла в 30-е гг. 20 в. Сущность ее заключается в следующем: на основе первичных документов (накопительных ведомостей) составляются мемориальные ордера. Мемориальные ордера регистрируются в регистрационном журнале. Он необходим для контроля за сохранностью мемориальных ордеров и для сверки хронологической и систематической записей. После регистрации мемориальные ордера заносятся в главную книгу, построенную по шахматному принципу. На основе главной книги составляется шахматная ведомость по синтетическим счетам и оборотная ведомость. Аналитический учет ведется по данным первичных документов в ведомостях, карточках. Сверка проводится с помощью оборотных ведомостей аналитического учета.
Схема учета по мемориально-ордерной форме учета
Первичный документ Ведомости, карточки аналитического учета
![]() | ![]() | ![]() | |||
Накопительная ведомость Оборотная ведомость
Регистрационный журнал -------мемориальные ордера
![]() |
Главная книга
Шахматная ведомость
Сверка
Оборотная ведомость
Основные особенности формы:
- параллельное ведение с/у и а/у (Главная книга, карточки, ведомости)
- параллельное ведение хронологической (в регистрационном журнале) и систематической (в главной книге) записей.
Достоинства:
- простота учетных регистров;
- простота техники записей.
Недостатки:
- громоздкость;
- дублирование записей;
- допускает отставание аналитического учета;
- большой объем работы в конце месяца;
- для составления отчетности необходимы дополнительные выборки.
Журнально-ордерная форма появилась в начале 40-х гг. 20 в. Наиболее прогрессивная форма, ориентированная на ручной труд. В ее основу положен принцип накапливания данных совместно с их группировкой по счетам.
Сущность журнально-ордерной формы: на основе первичных документов собираются кредитовые обороты по каждому счету, а затем в другом документе собираются дебетовые обороты по каждому синтетическому счету и определяется сальдо на конец месяца. Кредитовые обороты по синтетическим счетам собираются в специальном учетном регистре – Журнал-Ордер. Первичные документы регистрируются в журналах ордерах (регистрационных журналах) в хронологическом порядке.
В Журнале-Ордере совмещаются синтетический и аналитический учет, хронологическая и систематическая записи. Журнал-ордер – бланк типографской формы. Имеет единую нумерацию. В этим журналам могут быть предусмотрены ведомости для ведения аналитической учета.
По содержанию журнал-ордер делится на следующие группы:
1. Записи производятся по каждому первичному документу линейно-позиционным способом (построчно).
2. По первичному документу или по сгруппированным первичным документам.
3. По накопительным ведомостям шахматной формы.
Данные журналов ордеров переносятся в главную книгу. В главной книге при журнально-ордерной форме показываются:
1) обороты по кредиту дается общим итогом;
2) обороты по дебету собираются по корреспондирующим счетам
Далее в главной книге определяется сальдо на конец месяца по каждому счету.
Схема журнально-ордерной формы учета
Первичный документ Ведомости, карточки аналитического учета
![]() | ![]() | ![]() | |||
Накопительная ведомость Оборотная ведомость
![]() |
Журналы ордера
Сверка
Главная книга ----------------------------------------------------------
Особенности Журнально-ордерной формы бухгалтерского учета
1) последовательное накапливание с начало кредитовых оборотов по счетам в журналах-ордерах, а затем дебетовых оборотов в главной книге;
2) совмещение в некоторых журналах синтетического и аналитического учета, а также хронологической и синтетической записей;
3) жесткая регламентация учетных регистров, ориентированных на бухгалтерскую отчетность.
Преимущества:
1) она оптимальна для ручной техники;
2) минимальное дублирование данных;
3) распределение работы по заполнению регистров в течение месяца;
4) получение показателей отчетности из учетных регистров.
Недостатки: мощность; журналы ордера имеют специфическую форму; громоскость; не приспособлена для автоматизации.
В процессе исторического развития бухгалтерского учета изменились и совершенствовались формы бухгалтерского учета. В теории выделяются:
- старо-итальянская форма. Здесь первичные документы заносятся в мемориальные ордера, затем в журнале регистрации составляется корреспонденция счетов, затем заполняется главная книга, оборотная ведомость и баланс. Здесь деление на синтетический и аналитический учет отсутствовала.
- ново-итальянская форма отличается от старо-итальянской наличием синтетического и аналитического учета, аналитический учет ведется на вспомогательных ведомостях, затем эта запись сверяется со синтетическим учетом;
- немецкая и французская формы отличаются от ново-итальянской наличием нескольких журналов и использованием принципа накапливания данных. В главную книгу заносятся итоги по операциям;
- американская форма. Здесь ведется Журнал Главная, это простая форма.
- советская форма учета – это мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы учета;
- автоматизированная форма учета.
Схема автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета
Первичный документ
База данных
![]() |
Журнал регистрации Оборотная ведомость по синтетическим счетам Главная Книга Карточки аналитического учета
На практике та или иная форма учета редко выстраиваются в итоговом виде. Наблюдается их комбинирование.
Выбор той или иной формы учета зависит от вида организации предприятия:
- объема документации;
- вычислительной техники;
- квалификации сотрудников;
- традиции.
Тема 2. Формирование плана счетов организации
Взаимосвязь между счетами и балансом. План счетов.




