Понятие о формах бухгалтерского учета: ручные формы учета и автоматизированные формы учета

Для получения данных о хозяйственных операциях используют сводные документы – учетные регистры. Учетные регистры – это бумажные или машинные носители, используемые для регистрации и группировки данных о состоянии, движении средств и операциях с ними, зафиксированных первичными документами (карточки, свободные листы – ведомости, применяемые учетные регистры, порядок записей отличается между собой.

Отличие регистров:

1. Внешний вид и форма регистров;

2. Техника и последовательность заполнения;

3. Взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета;

4. Взаимосвязь регистров в хронологической и синтетической записей.

Совокупность этих журналов определяет форму бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для ведения учетных записей в определенной последовательности и взаимосвязи.

Форма бухгалтерского учета определяет технологию учета, а не его результаты. Сводные показатели, получаемые при разных формах учета будут тождественны.

Выбор форм учета определяется традициями и способом обработки данных.

Требования к форме учета:

1. Контроль за показателями отчетности;

2. Вариантность получения детализированных показателей;

3. Минимизация затрат по ведению учета;

4. Максимальное использование вычислительной техники.

Наиболее простая форма учета используется в небольших организациях. Называется она «Американка». На основе первичных документов и накопительных составляется ведомость – Журнал-Главная. Журнал-Главная здесь совмещается систематическая запись и хронологическая запись. Аналитический учет ведется параллельно с синтетическим на основе первичных документов и сверяется с данными синтетического учета.

Особенности Журнала Главная:

1) Структура;

2) Совмещение синтетической с хронологической записей;

3) Параллельное ведение синтетического и аналитического учета.

Достоинства:

1. Простота;

2. Наглядность;

3. Не требует большой квалификации.

Недостатки:

1. Громоздкость;

2. Допускает отставание аналитического учета;

3. Не приспособлены для составления отчетности;

4. Отсутствуют сводные данные по однородным хозяйственным операциям.

Схема учета по форме «Американка»

Первичный документ Карточки аналитического учета

Накопительная ведомость Оборотная ведомость

Журнал Главная (С/У сравнивается с А/У)

       
   
 
 


Бухгалтерский баланс

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета возникла в 30-е гг. 20 в. Сущность ее заключается в следующем: на основе первичных документов (накопительных ведомостей) составляются мемориальные ордера. Мемориальные ордера регистрируются в регистрационном журнале. Он необходим для контроля за сохранностью мемориальных ордеров и для сверки хронологической и систематической записей. После регистрации мемориальные ордера заносятся в главную книгу, построенную по шахматному принципу. На основе главной книги составляется шахматная ведомость по синтетическим счетам и оборотная ведомость. Аналитический учет ведется по данным первичных документов в ведомостях, карточках. Сверка проводится с помощью оборотных ведомостей аналитического учета.

Схема учета по мемориально-ордерной форме учета

Первичный документ Ведомости, карточки аналитического учета

           
     
 


Накопительная ведомость Оборотная ведомость

Регистрационный журнал -------мемориальные ордера

 
 


Главная книга

Шахматная ведомость

Сверка

Оборотная ведомость

Основные особенности формы:

- параллельное ведение с/у и а/у (Главная книга, карточки, ведомости)

- параллельное ведение хронологической (в регистрационном журнале) и систематической (в главной книге) записей.

Достоинства:

- простота учетных регистров;

- простота техники записей.

Недостатки:

- громоздкость;

- дублирование записей;

- допускает отставание аналитического учета;

- большой объем работы в конце месяца;

- для составления отчетности необходимы дополнительные выборки.

Журнально-ордерная форма появилась в начале 40-х гг. 20 в. Наиболее прогрессивная форма, ориентированная на ручной труд. В ее основу положен принцип накапливания данных совместно с их группировкой по счетам.

Сущность журнально-ордерной формы: на основе первичных документов собираются кредитовые обороты по каждому счету, а затем в другом документе собираются дебетовые обороты по каждому синтетическому счету и определяется сальдо на конец месяца. Кредитовые обороты по синтетическим счетам собираются в специальном учетном регистре – Журнал-Ордер. Первичные документы регистрируются в журналах ордерах (регистрационных журналах) в хронологическом порядке.

В Журнале-Ордере совмещаются синтетический и аналитический учет, хронологическая и систематическая записи. Журнал-ордер – бланк типографской формы. Имеет единую нумерацию. В этим журналам могут быть предусмотрены ведомости для ведения аналитической учета.

По содержанию журнал-ордер делится на следующие группы:

1. Записи производятся по каждому первичному документу линейно-позиционным способом (построчно).

2. По первичному документу или по сгруппированным первичным документам.

3. По накопительным ведомостям шахматной формы.

Данные журналов ордеров переносятся в главную книгу. В главной книге при журнально-ордерной форме показываются:

1) обороты по кредиту дается общим итогом;

2) обороты по дебету собираются по корреспондирующим счетам

Далее в главной книге определяется сальдо на конец месяца по каждому счету.

Схема журнально-ордерной формы учета

Первичный документ Ведомости, карточки аналитического учета

           
     
 


Накопительная ведомость Оборотная ведомость

 
 


Журналы ордера

Сверка

Главная книга ----------------------------------------------------------

Особенности Журнально-ордерной формы бухгалтерского учета

1) последовательное накапливание с начало кредитовых оборотов по счетам в журналах-ордерах, а затем дебетовых оборотов в главной книге;

2) совмещение в некоторых журналах синтетического и аналитического учета, а также хронологической и синтетической записей;

3) жесткая регламентация учетных регистров, ориентированных на бухгалтерскую отчетность.

Преимущества:

1) она оптимальна для ручной техники;

2) минимальное дублирование данных;

3) распределение работы по заполнению регистров в течение месяца;

4) получение показателей отчетности из учетных регистров.

Недостатки: мощность; журналы ордера имеют специфическую форму; громоскость; не приспособлена для автоматизации.

В процессе исторического развития бухгалтерского учета изменились и совершенствовались формы бухгалтерского учета. В теории выделяются:

- старо-итальянская форма. Здесь первичные документы заносятся в мемориальные ордера, затем в журнале регистрации составляется корреспонденция счетов, затем заполняется главная книга, оборотная ведомость и баланс. Здесь деление на синтетический и аналитический учет отсутствовала.

- ново-итальянская форма отличается от старо-итальянской наличием синтетического и аналитического учета, аналитический учет ведется на вспомогательных ведомостях, затем эта запись сверяется со синтетическим учетом;

- немецкая и французская формы отличаются от ново-итальянской наличием нескольких журналов и использованием принципа накапливания данных. В главную книгу заносятся итоги по операциям;

- американская форма. Здесь ведется Журнал Главная, это простая форма.

- советская форма учета – это мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы учета;

- автоматизированная форма учета.

Схема автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета

Первичный документ

База данных

 
 


Журнал регистрации Оборотная ведомость по синтетическим счетам Главная Книга Карточки аналитического учета

На практике та или иная форма учета редко выстраиваются в итоговом виде. Наблюдается их комбинирование.

Выбор той или иной формы учета зависит от вида организации предприятия:

- объема документации;

- вычислительной техники;

- квалификации сотрудников;

- традиции.

Тема 2. Формирование плана счетов организации

Взаимосвязь между счетами и балансом. План счетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: