ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Ознакомиться с экстремальными и терминальными состояниями; изучить в эксперименте действие на организм теплокровных экстремальных факторов окружающей среды (высоких и низких температур).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.
Собеседование и дискуссия по вопросам:
1. Терминальные состояния. Основные закономерности различных этапов умирания. Смерть клиническая и биологическая. Основные принципы и методы оживления (В.А. Неговский).
2. Шок, характеристика понятия. Стадии шока; основные структурные и функциональные нарушения на разных стадиях шока.
3. Этиология и патогенез различных видов шока, их сходства и различия (травматический, септический, гемотрансфузионный, кардиогенный). Основные принципы профилактики и терапии.
4. Шоковые реакции (коллапс, обморок). Определение, классификация, патогенез. Сходство и различия шока и коллапса.
5. Кома, определение, классификация, стадии или степени: неврологическая первичная кома, принципы терапии.
|
|
6. Механизмы и виды терморегуляции. Нарушения терморегуляции. 1Особенности механизмов терморегуляции у детей раннего возраста.
7. Гипертермия, этиология и патогенез. Механизмы теплового и солнечного удара.
8. Ожоги, патогенез, стадии ожоговой болезни.
9. Гипотермия, этиология и патогенез. Применение гипотермии с лечебной целью. Искусственная гибернация.
10. Механизмы возникновения простудных заболеваний. Отморожения.
Выполнение обучающих заданий.
Опыт № 1 Действие пониженной температуры окружающей среды на теплокровных
Опыты проводятся на 3-х мышах. Предварительно у них определяют вес тела, температуру, частоту дыхания и количество потребляемого за сутки кислорода (см. ниже). Затем каждая мышь помещается в стеклянную банку, которую ставят в снег или в морозильное отделение холодильника.
1-ую мышь охлаждают 5 минут, 2-ую мышь – 15-20 минут. 3-ей мышке перед охлаждением с помощью шприца дают выпить 1 мл 40% раствора алкоголя (в зависимости от веса животного), её охлаждают 15-20 минут.
После охлаждения у всех трех мышей вновь измеряют температуру тела, подсчитывают число дыхательных движений за 5 секунд и определяют количество поглощенного кислорода.
Полученные данные сравнивают с исходными и между собой, делают выводы, ответив на следующие вопросы:
1. Какие компенсаторные реакции отмечаются при охлаждении?
2. Какие факторы внешней и внутренней среды способствуют переохлаждению? При какой минимальной температуре наступает смерть?
3. Как изменяется обмен веществ в стадию декомпенсации?