Тема 1 Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства, внешняя и внутренняя среда

Предпринимательство (фр. enterprise) – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, нои внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г.Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, - «интракапитал».

Проявление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала – капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

· собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т.д.);

· наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);

· индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);

· государственного или муниципального служащего;

· менеджера (управляющий чужим предприятием);

· пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

· учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

· безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

· занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

· вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои экономические интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

При планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие);

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Предпринимательство в широком смысле – предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики, в узком – экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производственных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособный гражданин или предпринимательская организация должны хорошо знать гражданское законодательство, регулирующее эту деятельность.

В предпринимательском праве лица, которые вправе заниматься предпринимательской деятельностью, называются субъектами предпринимательской деятельности.

Субъекты бывают:

· граждане;

· юридические лица.

Предприниматель (бизнесмен) стремится удовлетворить свои потребности, которые в принципе безграничны, а вот ресурсы для этого – ограничены. Он выбирает тот вариант производства, который его удовлетворяет. Предприниматель зависит от рыночной конъюнктуры и платежеспособного спроса потребителей его товаров (услуг). В условиях рыночной конкуренции его интересуют издержки производства, величина которых существенно влияет на размеры получаемой прибыли. Он должен также знать инвестиционный механизм обновления и замены основных производственных фондов, уметь выпускать конкурентоспособную продукцию. Он стремится к техническому прогрессу и экономическому росту.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу.

Объектом предпринимательской деятельности является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Предприниматель – всегда субъект хозяйственных связей или экономических отношений. Объект его деятельности – производимый им товар, продукт или услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

В условиях рыночного хозяйства эти три разновидности объекта предпринимательской деятельности принято называть товаром, таким образом, объектом предпринимателя служит товар. С товаром предприниматель выходит на рынок в качестве производителя (или продавца), ради его производства – в качестве потребителя (или покупателя).

Именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея (хотя она может быть направлена на организацию или управление производственным процессом, поиск новых – нетрадиционных – методов или рынков сбыта и т.д.).

Обособленная целостность, которая характеризуется такими показателями, как количество, цена, внешний вид т.д., называется товарной единицей. Профессиональный подход предпринимателя к своей деятельности предполагает прежде всего внимание к качеству, потребительским свойствам, цене, внешнему виду, упаковке товара и т.д., а уж потом – к количеству единиц (если деятельность не носит авантюрного характера или разового вступления на рынок).

Товар и все, что с ним связано, - основа предпринимательских идей и планов. Прежде всего товар – это продукт труда. Под трудом мы понимаем процесс расходования человеком его физических или умственных усилий, направленных на целесообразное изменение природы или добычу вещества и доведение его до состояния, готового к потреблению. Вода в реке – это еще не товар, а ее отделение от общей массы путем перестройки водопровода и перекачка к потребителю превращают не товар в товар.

Не всякий продукт труда выступает в качестве товара, а лишь тот, что предназначен для обмена, продажи, передачи кому-либо с условием компенсации (предварительной, текущей или последующей) усилий, затраченных на производство такого продукта, в форме и размерах, определяемых участниками сделки.

Например, если я изготовил книжную полку и установил ее в своей квартире, то это не означает, что произвел товар. Но если я эту полку передал соседу, а он мне взамен принес 10 кг яблок или если я продал ее и получил от покупателя деньги, то с полным правом могу отнести себя к товаропроизводителям.

Товаром можно назвать лишь такой продукт труда, который не только предназначен для продажи, но и может удовлетворить какую-либо потребность покупателя. Другими словами, товар – это такой продукт труда, в обладании которым заинтересован потребитель.

Товар обладает потребительной стоимостью (полезностью), т.е. теми его свойствами, которые дают возможность индивиду удовлетворить какие-либо потребности.

Товары могут обладать высокой потребительной стоимостью (полезностью), когда в них заинтересовано большое число людей, например, основные продукты питания. Правда, производитель должен учитывать предел насыщения рынка товаром. Для производителя это обстоятельство играет важную роль, поскольку оно во многом определяет уровень допустимого объема производства. Особое значение имеет и взаимоотношение товаров. Так, производство данного товара, может быть, не следует наращивать или даже целесообразно его сократить, поскольку другой производитель начал уже выпускать другой товар, которым люди могут удовлетворить данную потребность.

Высокая потребительная стоимость товара связана с тем, что он предназначен для удовлетворения универсальных (или близких к таковым) потребностей, т.е. таких, которые свойственны всем, почти всем или большому числу людей (продукты питания, одежда и т.д.).

Другие товары обладают низкой потребительной стоимостью, поскольку в силу определенных причин мало кто из людей заинтересован в обладании такими товарами, а их обращение к таким товарам – действие вынужденное. Выпускавшиеся когда-то в СССР консервы «Завтрак туриста», например, имели низкую потребительную стоимость: люди их приобретали тогда, когда ничего другого приобрести не могли.

От такого рода товаров необходимо отличать товары с ограниченной потребительной стоимостью, когда товары выпускаются только для какой-то определенной и небольшой (чаще всего узкопрофессиональной или социальной) группы людей, например, книга для филателистов или инвалидная коляска.

Ряд предпринимателей ориентирует свое производство на изготовление товаров с индивидуальной потребительной стоимостью на основе предварительного заказа (например, компания «Мерседес-Бенц» производит автомобили с учетом индивидуальных пожеланий покупателей).

Потребительная стоимость (полезность) – это способность товара удовлетворить какую-либо потребность индивида в чем-либо (хлеб удовлетворяет потребность человека в еде, книга – потребность в духовном росте, расширении кругозора, понимании окружающего мира и т.д.).

На основании этих познаний о товаре можно сделать вывод о том, что предприниматель, осмысливая идею, на стадии делового проектирования стремится как можно более точно определить рыночного адресата производимого им товара (кто, какая группа людей будет его потребителем).

Это необходимо для прогнозирования предельно допустимого уровня наращивания производства такого товара для недопущения перепроизводства и затоваривания рынка или собственных складов.

Под предпринимательской средой понимают внешние и внутренние условия и факторы, которые воздействуют на результативность функционирования предприятия, организации, фирмы. Различают внутреннюю и внешнюю среду.

Контрольные вопросы

1 История развития предпринимательства.

2 Понятие предпринимательства в трудах ученых-экономистов.

3 Перечислить субъекты предпринимательства.

4 Характеристика объектов предпринимательской деятельности.

5 Перечислить цели предпринимательства и их эволюция.

6 Факторы внешней среды прямого воздействия.

7 Экономические, социальные, правовые и прочие условия косвенного воздействия, формирующие внешнюю среду.

8 Методы оценки и анализа внутренней и внешней среды.

9 Какое влияние на развитие предпринимательства оказывает предпринимательская среда.

10 Формы государственной поддержки предпринимательства.

11 Охарактеризовать факторы внутренней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: