Перечисленные выше виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления. Достижение каждой такой цели потребует от субъекта разработки различных стратегий. Так, в имиджмейкинге политический менеджер направляет усилия на формирование образа конкретного политика, создавая благожелательное отношение к нему широких слоев населения; при регулировании конфликтов идет поиск точек соприкосновения во взглядах противоборствующих сторон и т.д.
Вместе с тем разделение политического менеджмента на различные виды является достаточно условным. На практике нередко одному и тому же субъекту управления приходится решать различные задачи, например создавать узнаваемый, понятный населению образ политической организации и одновременно формировать имидж сильного, компетентного, заботящегося о нуждах простого человека лидера этой организации. Технологии лоббизма включают, как правило, не только поиск возможностей воздействия на лиц, принимающих государственные решения, но и формирование в глазах общественности образа группы интересов как силы, борющейся за процветание страны.
|
|
Переплетение видов политического менеджмента, их взаимодополняемость становятся возможными благодаря тому, что в их основе лежат общие принципы организации управленческого взаимодействия, общие технологические приемы достижения поставленных целей. В последующих главах мы будем рассматривать именно такие, общие для всех видов политического менеджмента, принципы. Здесь же обратим внимание еще на одну особенность политического менеджмента — на его внутреннюю профессиональную диверсификацию.
Решение задач в рамках каждого вида политического менеджмента требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, социологи, организаторы публичных акций, рекламисты.
Такое функциональное разделение труда, подчеркнем, характерно для всех видов политического менеджмента. В основе этого разделения лежит сложность решаемых субъектом управления задач. А главным итогом функциональной дифференциации стало появление специалистов, исполняющих узкие функциональные обязанности в рамках политического менеджмента и обладающих для этого соответствующими знаниями, навыками и умениями.
В настоящее время разделение труда в рамках политического менеджмента привело к появлению следующих основных видов деятельности:
• Аналитическое обеспечение политических кампаний. Этим видом деятельности занимаются в первую очередь социологи, политологи. Они изучают настроения, ожидания, ценностные ориентации_ и людей, являющихся объектом управленческого воздействия, исследуют социально-экономическую и политическую ситуацию и вырабатывают рекомендации для политических менеджеров, непосредственно руководящих той или иной политической кампанией.
|
|
• Политическая рекламистика как направление деятельности, включающее разработку концепции рекламной кампании и создание разнообразной рекламной продукции, необходимой для информирования людей, внесения в их сознание определенных образов и формирования у них убеждений, соответствующих целям политической кампании.
• Медиапланирование, т.е. разработка плана размещения рекламы, других информационных материалов в средствах массовой информации.
• Имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его образа и поведения.
• Спичрайтинг, или написание текстов выступлений для политика.
• Организация и проведение массовых политических мероприятий: митингов, шествий, собраний, встреч политиков с населением.
Приведенный перечень видов деятельности, которые выделились в рамках политического менеджмента, не является исчерпывающим. Рождаются новые профессии — ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политический менеджмент не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.
3.3. Политический менеджмент
и политический маркетинг
Внешне отношения между субъектом и объектом управления в некоторых видах политического менеджмента напоминают отношения, складывающиеся между производителем и потребителем Товара. Например, в избирательной кампании, с одной стороны, есть избиратели, которые, как и потребители на экономическом рынке, свободны в своем выборе, могут голосовать за любого кандидата. А с другой — есть кандидаты, которые рекламируют себя в надежде, что именно им будут отданы голоса этих избирателей, что очень похоже на действия производителей, ведущих мощную рекламную кампанию с целью продвижения своего товара. Подобное сходство не могло не навести на мысль о возможности рассматривать политику как своеобразный рынок, а технологии маркетинга использовать в политических кампаниях.
Е.Г. Морозова предлагает называть политическим рынком «систему» производства и распределения политических товаров и услуг (идей, программ, стиль управления, имиджа лидера), относительно эффективно обеспечивающую согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой «продавцов» (партий, политиков, бюрократии) и «покупателей» (избирателей, граждан). Политический рынок — это пространство, на котором происходит обмен голосов избирателей на предвыборные обещания кандидатов, лояльности и поддержки граждан - на проектируемые политиками и управленцами решения; при этом все акторы политического рынка действуют ради достижения собственных целей» (16).
Исходя из этого определения, деятельность политических субъектов можно рассматривать как деятельность, направленную на создание и продвижение на политический рынок специфических политических товаров и услуг. Отсюда следует важный вывод, что методологию изучения потребительского спроса, продвижения товаров, разработанную в коммерческом маркетинге, можно использовать и в политической практике. С этой целью было введено понятие «политический маркетинг». Д. Линдон определяет политический маркетинг как «совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть для определения своих целей и программ и для одновременного воздействия на поведение граждан» (17).
|
|
Как видим, приведенное понимание понятия «политический маркетинг» очень близко по своему содержанию к понятию «политический менеджмент». Вместе с тем было бы неоправданно ставить между ними знак равенства. На наш взгляд, не все политические кампании можно назвать маркетинговыми.
Маркетинговые — это такие политические кампании, которые ориентированы на получение относительно быстрой отдачи в виде голосов избирателей в день голосования, в виде поддержки политической программы или законопроекта в конкретное время их обсуждения. Но вместе с тем есть политические кампании, в которых отсутствуют жесткие сроки. Например, политическая кампания, целью которой является раскрутка политического бренда, может продолжаться без ограничения во времени.
Маркетинговые кампании ориентированы на то, чтобы побудить граждан, избирателей вступить в отношения своеобразного обмена: голоса в обмен на обещания, поддержка (на словах или выраженная в действиях) в обмен на конкретные мероприятия или заявления об улучшении условий жизни и т.п. Однако в политической кампании, нацеленной, к примеру, на формирование в массовом сознании установок толерантности, невозможно даже с большой натяжкой найти основания обмена.
Истинно рыночные отношения возможны только в конкурентной среде. Многие политические кампании действительно проходят в острой борьбе. Особенно это характерно для избирательных кампаний. Однако формирование позитивного отношения граждан к государственным институтам и учреждениям в демократическом обществе не предполагает конкуренции, потому что в стране может быть только один парламент, одно министерство иностранных дел и т.п.
Указанные различия осознанно или интуитивно признаются практически всеми специалистами. В работах, посвященных политическому маркетингу, речь в основном идет об избирательных кампаниях или об имиджмейкинге, причем эффективность последнего оценивается главным образом через призму выборов. Приведем для примера определение политического маркетинга, данное одним из видных представителей мирового политического консалтинга, М. Бонграном: «Политический маркетинг есть совокупность технических приемов, имеющих целью обеспечить более тесную связь кандидата со своим потенциальным электоратом, познакомить кандидата с максимально большим числом избирателей и с каждым избирателем в отдельности, подчеркнуть разницу между ним и его
конкурентами и противниками и, используя минимум средств, добиться в ходе кампании оптимального числа голосов избирателей, необходимого для победы». В работах же, где речь идет о формировании позитивного отношения граждан к политическим организациям
и государственным учреждениям, употребляется понятие «public relation».
|
|
В основе данной книги лежит следующая методологическая позиция: «политический менеджмент» — это родовое понятие, которое мы используем для обозначения особого вида управленческих отношений в политике. Понятие «политический маркетинг» можно использовать лишь для обозначения политических кампаний, ведущихся в конкурентной среде. Конечно, конкуренция создает для управляющего субъекта в политической кампании особые трудности (об этом подробнее в главе X), но она не вносит принципиальных изменений в саму логику выработки ее стратегии. Вот почему мы практически не используем в этой книге термин «политический маркетинг».