Нужна ли теория политического менеджмента?

У читателя, который хотел бы поскорее узнать, как действуют по­литические менеджеры, к каким приемам они прибегают, чтобы, например, побудить избирателей голосовать за определенного кандидата, данный вопрос, наверное, вызовет недоумение. Зачем нужно теоретизирование там, где речь идет об изучении приемов, способов достижения поставленных целей? Не лучше ли вместо теории, занятой построением неких абстрактных схем, сразу перейти к описанию пробированных на практике методик решения управленческих задач? Другими словами, поступить так, как в свое время поступил Макиавелли, когда в своей знаменитой книге «Государь» представлял рецепты эффективного управления страной и при этом вся подчеркивал, что государю надо поступить так, а не иначе потому, что в истории такой способ действия оказывался удачным.

Примерами современного варианта того же подхода могут стать многие пособия по избирательным технологиям. Например, С. Фаэр в своей книге дает 73 примера комбинированных способов, обеспечивающих победу кандидата на выборах. Наверное, опытные политические менеджеры, проведшие не одну избирательную кампанию могут предложить и еще десяток-другой приемов ведения предвыборной борьбы. Однако этот перечень всегда будет оставаться открытым, а жизнь всякий раз будет требовать нового способа ведения кампании, иначе ваш кандидат станет легкой добычей конкурентов.

Знание, основанное на опыте, на здравом смысле, имеет ограниченную ценность. В практике политического управления оно может быть с большим эффектом использовано лишь в стандартных ситуациях, когда воспроизводятся основные условия, обеспечившие ранее успех тому или иному политическому решению. Поскольку социальная жизнь изменчива, многообразна, по-своему уникальна, то ориентация только на предшествующий опыт неизбежно сужает поле эффективного политического менеджмента. Особенно ярко это проявляется в переломные моменты, когда рушатся сложившиеся ранее традиции, быстро меняются ценностные ориентации людей, их настроения, устремления и оценки.

Разочарование в апробированных приемах, нередкое в политической практике, подчас ведет к тому, что ставится под сомнение любая попытка систематизации знания о политическом менеджменте и все отдается на откуп интуиции, чутью организаторов политических кампаний. Главным итогом такой тенденции является то, что, несмотря на возрастание роли политического менеджмента современном обществе, этот управленческий процесс оказался мало изученным. И хотя в последнее время появилось немало интересных работ по избирательным технологиям, по имиджмейкингу, все они в основном сводятся к описанию определенных алгоритмов решения политических задач.

Вместе с тем, на наш взгляд, важно знать не только алгоритм, но и те глубинные факторы, которые делают возможным использование этого алгоритма в политической практике. Упрощая, можно сказать следующим образом: важно не только знать, что для эффективной избирательной кампании надо придумать хороший слоган, но понимать, зачем он нужен, каким требованиям и почему он должен отвечать.

Вопросы типа: «зачем», «почему», а«нельзя ли иначе» — являются отнюдь не праздными. Они позволяют посмотреть на глубинные процессы, лежащие в основе конкретных управленческих решений, объяснить причины удачного и провального использования одних и тех же политико-технологических приемов. А чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно специальное научное знание о политическом ме­неджменте.

Что же представляет собой такое знание? Это — система теорий, концепций, объясняющих и описывающих данный вид политического управления, а также определенная совокупность научных методов, по­зволяющих расширять представления о данном управленческом процес­се. Приемы, способы решения политических задач — это лишь часть этого знания.

Существует ли научное знание о политическом менеджменте? От­ветна этот вопрос не будет таким однозначным. Да, ответственные политические менеджеры уже давно опираются на теоретические наработки в области политического управления, используют научные достижения политологии, социологии, психологии, менеджмента. Появилось много публикаций по проблемам избирательных техноло­гий, имиджмейкинга, лоббизма, регулирования политических кон­фликтов.

Но главная специфика отношения к любому научному знанию за­ключается в том, что всегда существует ощущение его недостаточно­сти — ведь всегда более остро воспринимаются не проблемы, уже на­шедшие свое научное обоснование, а еще не решенные, ждущие
своего исследователя. Высокий удельный вес нерешенных проблем в области объяснения природы и логики политического менеджмента вынуждает нас говорить о том, что научное знание о политическом менеджменте находится в стадии своего становления. Поэтому на
страницах этой книги вы неоднократно будете встречаться с ориги­нальным подходом автора к решению ряда научных проблем в этой сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: