Уход за электрооборудованием

В настоящее время число электрических аппаратов разного назначения и исполнения на электровозах составляет несколько сотен.

Контакты неразъемных соединений. Соединения проводов друг с другом или с выводами аппаратов, как правило, выполнены болтовыми. Чем больше пропускаемые по ним токи, тем больше площадь сечения проводов и их наконечников, диаметр скрепляющих болтов и их число.

Уход за такими соединениями заключается в проверке плотности взаимного прилегания их токоведущих поверхностей путем подтяжки болтов и состояния крепежных страховочных деталей (контргаек, фасонных шайб и т. п.). В тех случаях, когда соединение недостаточно плотное, под действием тока происходит местный нагрев, детали изменяют цвет (могут появиться цвета побежалости), а у облуженных наконечников обнаруживают следы выплавки олова. После опускания токо­приемника можно установить, что данное соединение имеет по­вышенную температуру. Во всех этих случаях следует подтянуть крепежные детали соединения и при наличии времени зачистить контактные поверхности. Если необходимая плотность контакта не восстанавливается, следует сделать об этом запись в Журнале технического состояния электровоза.

При закреплении наконечников проводов на выводах катушек вентилей приводов или многовитковых реле усилие, прилагаемое к отвертке или гаечному ключу, не должно быть чрезмерным. В соединениях, скрепляемых одним болтом, следует обеспечить такое положение наконечника провода, при котором он не коснется соседнего провода.

Разъемные контакты, не разрывающие цепи под током. К аппара­там, имеющим такие контакты, относятся отключатели двигателей, крышевые разъединители токоприемников, разъединители вентилей, рубильники, заземляющие ножи, реверсоры, тормозные переключа­тели и др. Чем больший ток проходит через контактное соединение, тем больше необходимое усилие взаимного их нажатия; достаточная сила нажатия — первое условие нормального состояния контакта; взаимное прилегание разъемных контактных деталей может осуществляться как по плоскости, так и по линии, в зависи­мости от типа аппарата. Плоскостные контакты могут передавать большие токи, но требуется более тщательная подгонка. В настоящее время они применяются редко, чаще предусматривается контакт по линии.

Поверхности взаимного касания контактов с целью замедления процесса окисления кислородом воздуха при техническом обслужива­нии электровоза покрывают тонким слоем технического вазелина или солидол-графитовой смазки, при грубых выработках поверхностей их зачищают стеклянной шкуркой. Стеклянная и медная пыль не должна попадать при этом на изоляционные поверхности. Карбо­рундовую шкурку применять не разрешается, так как ее зерна, имея повышенную прочность и изоляционные свойства, могут создать нарушение (обрыв) электрической цепи, а также образовать в поверхностях глубокие борозды; это приведет не к улучшению поверхности контактов, а к повышению их переходного сопротивле­ния.

Поверхности ножей тех разъединителей, которые в каких-либо случаях разрывают цепи под током, не смазывают. В токоведущих шарнирных соединениях (осях) разъединителей прижимные детали не должны утрачивать пружинящих свойств.

При ремонтах усилие нажатия или вруба следует проверить динамометром и доводить до установленной нормы.

Контакты, разрывающие цепи под током. Токопроводность таких контактов зависит как от силы взаимного нажатия, так и от их состояния. Сила нажатия в основном определяется конструкцией привода и механизма аппарата. Контакты, которые разрывают цепи под током, постоянно подгорают даже при нормальном действии дугогасительных устройств. Степень обгара зависит от разрываемого тока, разности потенциалов между рас­ходящимися контактами, индуктивности токовой цепи (т. е. запаса ее электромагнитной энергии), скорости расхождения контактов, частоты срабатывания, а также от состояния их поверхностей к моменту очередного размыкания и действия аппарата в целом.

Для поддержания контактов в нормальном состоянии при ре­монтах и при техническом обслуживании электровоза рабочие по­верхности сильноточных контактных поверхностей опиливают лич­ным, а при значительных оплавлениях и драчевым напильником, стремясь получить при полностью замкнутых контактах соприкосновение по линии или по площадке (быстродействующие контакторы типа БК).

У контактов слаботочных цепей (контакты блокировок) касание обычно точечное; при обгарах их поверхности зачищают бархатным напильником или тонкой стеклянной шкуркой. Такую зачистку обязаны производить и машинисты, если они при опробовании действия электрооборудования принудительно размыкали блок-контакты цепи с большой индуктивностью. На электровозах постоянного тока это блокировки дифференциальных реле в цепи удерживающих катушек быстродействующих выключателей и контакторов вспомогательных цепей, на электровозах переменного тока — любые блокировки в цепи катушек контактора 208 (схемное обозначение) и некоторых других аппаратов.

Толщина контактов блокировок мостикового типа — не менее 2мм, а пальцевых (стальных) — 0,5мм; сухарик медного пальца должен иметь толщину не менее 4мм. Блок-контакты пальцевого типа в замкнутом состоянии должны отстоять от границы токоведущего и изоляционного сегментов не менее чем на 2 мм. Сила нажатия пальца равна 10—25 Н.

У любых контактов при техническом обслуживании ТО-3 и те­кущих ремонтах проверяют: раствор А (рис. 18, а) и контактное нажатие Рн. Раствор — расстояние (в миллиметрах) по кратчайшей линии между полностью разошедшимися контактами; это расстояние проверяют специальным шаблоном (рис. 18, б).

Рис.18. Определение раствора и нажатия контактов (а) и шаблон (б)

Малый раствор указывает на неправильное положение деталей, на которых контакты закреплены; Это может привести к замедлен­ному гашению дуги и обгару как самих контактов, так и близлежащих деталей (дугогасительных рогов, камер и т. п.). При очень малом зазоре между контактами электрическая цепь вообще может не разорваться. Поэтому, в частности, правилами техники безопасности запрещается осматривать печи отопления кабины при поднятом токоприемнике (если магнитный контактор не разорвет цепь, электропечи будут под напряжением).

Большой раствор наблюдается при предельном износе контактов по толщине и смещении держателей контактов, а у некоторых аппаратов — при изломе или смещении ограничителей отпадания подвижных частей (например, у реле обратного тока, многих магнитных контакторов). В таком случае у контакторов взаимное нажатие контактов может быть ниже нормы или они вообще не замкнут цепь. Самозачистка поверхностей при замыкании и выклю­чении будет недостаточной. Это приведет к их нагреву и даже свариванию.

У аппаратов с общим приводом, действующим на две пары силовых контактов, растворы обеих пар контактов должны быть по возможности одинаковыми — в пределах действующих норм. У контакторов типа ПК раствор должен находиться в пределах 24—32мм (на электровозах переменного тока у контакторов ПК-96—ПК-101 разрыв главных контактов — не менее 23мм, а их раствор в момент касания дугогасительных контактов — не менее 7мм).

Толщина контактов (у пятки) менее нормы недопустима, так как это может привести к излому, а при больших токах и к их нагреву (плотность тока повышена). По этой причине боковое смещение контактов у контакторов ПК и МК допускается только до 2мм, а у контакторов БК — всего до 0,2мм. Кроме того, смещение может привести к тому, что подвижной контакт будет задевать о стенку дугогасительной камеры. Это замедлит работу контактора, а асбестовая крошка, попав на поверхность контактов, может вызвать нарушение (разрыв) электрической цепи.

Электропневматический привод. Вентили включающего типа, служащие командным устройством всех электропневматических приводов, работают достаточно надежно. Специального ухода в эксплуатации они не требуют. Если слышно шипение возбужденного вентиля, т. е. между его нижним клапаном и седлом что-то попало (например, окалина от воздухопровода), то достаточно несколько раз нажать на его кнопку и нормальное действие вентиля восстанавливается. Если шипение слышно, когда вентиль возбужден, то верхний клапан следует очистить также, нажав несколько раз на кнопку, или вынуть, осмотреть и протереть клапан чистым концом технической салфетки. Утечка воздуха в атмосферу приводит к снижению давления в рабочем цилиндре аппарата и замедлению его действия, снижению нажатия основных контактов (у ПК). Не­допустимо также ослабление винтового крепления верхней крышки, так как это может привести к утере ее и пластины якоря. Не следует без нужды проверять крепление наконечников проводов, подходящих к катушке вентиля, при этом постепенно нарушается закрепление ее выводов.

При техническом обслуживании ТО-3, а в сильные морозы и при ТО-2 на манжеты поршней внутри цилиндров добавляют масло МВП, имеющее высокие прожировочные свойства. Обычно его добавляют по 2—3 капли. В случае замедленной работы привода добавление масла МВП приходится производить и машинистам.

После добавления масла нужно неоднократным нажатием на кнопку вентиля добиться четкого срабатывания аппарата.

У аппаратов с горизонтальным расположением цилиндров привода (реверсоры, групповые и тормозные переключатели и т. п.) перед дополнением смазки поршень цилиндра следует подвести к отверстию в стенке корпуса, иначе смазка окажется на дне цилиндра, а остальная часть манжеты будет сухой. Резиновые манжеты и смазочные войлочные кольца при ревизиях со вскрытием крышек цилиндра покрывают смазкой ЖТ. Утечку воздуха через потерявшие эластичность или треснувшие манжеты поршней определяют на слух, а при ремонтах — обмыливанием.

Замедленная работа приводов аппаратов приводит к нарушениям действия электрических цепей и осложнениям в работе машинистов. Так, медленный поворот вала группового переключателя на электровозах постоянного тока приводит к временному уменьшению силы тяги локомотива, ее рывку; запоздалое включение контакторов ослабления возбуждения при проходе выемок профиля пути может вызвать нежелательные оттяжки хвостовой части поезда, медленный поворот реверсора затрудняет производство маневров. Замедленное действие привода может быть следствием также механического заедания подвижных деталей, а у аппаратов с кулачковым приводом и изгиба вала (в этом случае привод работает рыв­ками).

Слишком быстрое срабатывание аппаратов может привести к нарушениям действия цепей и возникновению перенапряжений между быстро расходящимися контактами. Так, при слишком быстром повороте вала ПКГ с высшего соединения на низшее дуга между контактами не успевает погаснуть и создается цепь короткого замыкания (от части поэтому в соответствующих цепях и предус­матривают по два контактора последовательно, например № 30 и 31 на электровозах ВЛ10). По этой же причине нельзя допускать, чтобы сильно различалась скорость выключения линейных контакто­ров в одной последовательной цепи.

При ремонтах следует проверять надежность действия привода при давлении воздуха 0,35 МПа и напряжении на катушках вен­тилей 35В.

Кулачки на валах групповых переключателей (ПКГ) и главных контроллеров (ЭКГ) не должны иметь смещения как вдоль оси вала, так и по его окружности, а на рабочей части профиля недопустимы сколы и значительные износы. Материал большинства кулачков нестоек против смазок и масел, поэтому ролики контакторных (кулачковых) элементов не смазывают, кроме того, загрязне­ние поверхностей шайб смазками не может быть допущено по причине возможного поверхностного переброса дуги. Боковое смещение роликов контакторных элементов по отношению к рабочим поверхностям кулачка допустимо до 1мм.

Электромагнитный привод. У аппаратов с этим видом привода уход сводится к проверке легкости хода подвижных деталей (якоря, держателей основных и блокировочных контактов) как при включении, так и при выключении, а также к проверке отсутствия прилипания якоря к полюсу сердечника (ярма) магнитопровода, при снятии напряжения с удерживающей катушки.

Замедленное включение аппаратов может происходить при механическом заедании деталей аппарата, неправильной установке ограничителя отпадания якоря (зазор между якорем и ярмом маг­нитопровода выше нормы). Замедленное действие аппаратов с маг­нитным приводом, как правило, не опасно, если оно не приводит к ослаблению нажатия контактов. Однако пусковые резисторы вспомо­гательных машин при запаздывании

включения контакторов могут перегреться и даже сгореть; у контакторов пусковых панелей (BЛ10) может перегореть пусковая катушка. Замедление выключения может также быть следствием механи­ческого заедания деталей, прилипания якоря к ярму (отпала немагнитная прокладка), ослабления или излома отключающей пружины, в том числе и притирающих пружин контактной части. Замедленное выключение аппаратов, включенных в высоковольтные цепи, опасно тем, что электрическая дуга может обжечь сам аппарат, переброситься на заземленные части или не разорвать основную цепь.

При ремонтах следует проверять действие привода при напряже­нии 35 В на включающей катушке.

Дугогасительные устройства. При техническом обслуживании электровоза следует обращать внимание на чистоту видимой части стенок и перегородок дугогасительных камер, особенно у тех аппаратов, которые постоянно переключают цепи под током — линейные контакторы, контакторы с дугогашением ЭКГ и ПКГ, контакторы ослабления возбуждения, вспомогательных машин.

При ремонтах и техническом обслуживании электровоза все доступные места камер обтирают техническими салфетками. Большая, чем обычно, закопченность стенок или обгар их указывают на какие-то изменения в состоянии дугогасительных устройств. Неплотное прилегание стальных полюсов камер к сердечнику дугогасительной катушки, замыкание ее витков друг с другом или на сердечник, длительная эксплуатация камер без очистки — вот основные причины нарушения нормального гашения дуги. Все подобные причины неисправности устраняют в депо. В наиболее тяжелых случаях машинист может снять сильно подгоревшую камеру, осмотреть контакты аппарата, дугогасительную катушку и вместо обгоревшей поставить чистую камеру с малодеятельного аппарата (контактора) такой же конструкции.

Изоляционные детали. Все изоляционные детали — стойки, панели, шпильки, изоляторы — нужно содержать в чистоте, особенно у аппаратов, находящихся под высокой разностью потенциалов. Для этого при ремонтах и технических обслуживаниях электровоза все эти детали протирают сухой технической салфеткой; при сильном загрязнении изоляционной поверхности салфетку нужно слегка смочить техническим спиртом или авиационным бензином, не оставляющим жирных пятен. Следы обгара, кроме того, слегка зачищают тонкой стеклянной шкуркой и окрашивают эмалью ГФ-92ХК (эмаль, нанесенная на поверхность детали, должна про­сыхать не менее 30мин до постановки аппарата под напряжение). Изоляторы, имеющие следы перебросов дуги длиной более 20 % воз­можного ее пути, подлежат замене при первом техническом обслуживании ТО-2 электровоза.

При обслуживании аппаратов ни в коем случае нельзя касаться их влажными, замасленными руками. Например, концы рукоятки одной пары ножей отключателей двигателей, как правило, находятся под разностью потенциалов 1500В, а на электровозах постоянного тока — даже 3000В, длина же рукоятки всего 65—70мм, поэтому при ее загрязнении перекрытие дугой весьма вероятно. Такие же условия создаются на стойках и тягах приводов электропневматических контакторов. Панели многих реле и рези­сторы также находятся под высоким напряжением, особенно на электровозах постоянного тока, для которых вторым проводом высоковольтных цепей служит каркас кузова.

При закреплении на стойках и панелях каких-либо деталей следует избегать продавливания изоляции болтами, шайбами, и другими крепежными устройствами; в фарфоровых изоляторах при закреплении могут появиться трещины, по которым впоследствии возможен переброс электрической дуги. По этой причине изоляторы наружных установок (главных выключателей, опорные, проходные) следует затягивать моментными ключами, создавая усилие на рукоятке, требуемое заводскими инструкциями для изоляторов дан­ного типа. Чтобы не появлялись трещины в проходных и опорных изоляторах провода и шины, подходящие к ним, не должны вызывать перекоса этих изоля­торов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: