В эксплуатации у деталей механической части электровозов происходит естественный износ трущихся частей, возможно появление трещин, задиров, изломов, ослабление посадки или скрепления деталей, их смещение, изгиб, коробление, коррозия. Могут также произойти нарушение герметичности воздухопроводов, прожоги крыши и др.
Задача локомотивных и ремонтных бригад — принимать меры по снижению естественных износов, предупреждению появления неисправностей, выявлять и устранять возникшие неисправности, с тем, чтобы полностью обеспечить безопасность движения и сохранность локомотива.
Колесные пары. При обслуживании колесных пар руководствуются ПТЭ РФ и Инструкцией по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотива.
В Приложении №5 пункт 14 ПТЭ от 21.12.2010г.№286 указано, что расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно быть (1440 + 3) мм; у локомотивов, обращающихся со скоростью свыше 120км/ч, отклонения этого размера в сторону уменьшения допускаются не более 1мм.
Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах подвижной состав с поперечной трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колесного центра, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
а) прокат по кругу катания у локомотива более 7мм;
б) толщина гребня более 33 или менее 25мм при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня;
в) вертикальный подрез гребня высотой более 18мм, измеряемый специальным шаблоном, изготовленным по утвержденному МПС чертежу (рис. 9);
г) ползун (выбоина) на поверхности катания у локомотивов с роликовыми буксовыми подшипниками более 0,7мм.
Кроме того, Инструкцией по освидетельствованию колесных пар и Правилами ремонта запрещается выпускать в поезда локомотивы с колесными парами, имеющими хотя бы одну из следующих неисправностей и износов:
а) трещину или плену в бандаже, диске или ступице колесного центра;
б) раковину на поверхности катания бандажа;
в) выщербину на поверхности катания независимо от размера;
г) ослабление бандажа на центре, оси в ступице колеса, центра зубчатого колеса на ступице колесного центра;
д) остроконечный накат гребня (рис. 10);
е) продольную трещину или плену на средней части оси длиной более 25мм, а на других обработанных поверхностях оси — независимо от размера;
ж) острые поперечные риски и задиры на шейках и предподступичных частях осей;
з) протертое место на оси локомотива глубиной более 4мм;
и) местное увеличение ширины бандажа в результате раздавливания более чем на 3мм;
к) ослабление бандажного кольца в сумме на длине более 30 %, а также ближе 100мм от замка кольца) неясность клейм последнего полного освидетельствования, отсутствие, ил и неясность клейм формирования, если не производилось еще освидетельствование колесной пары с выпрессовкой оси;
м) толщину бандажей колесных пар менее 45мм;
н) разность диаметров бандажей у одной колесной пары более 3мм;
о) разность диаметров бандажей по кругу катания у комплекта колесных пар электровоза более 10мм.
Примечания. 1. Под раковиной понимают пороки металлургического происхождения в виде неметаллических включений (песка, шлака), закатанных внутрь металла, и пустот от усадки металла при неравномерном остывании, выходящих на поверхность катания бандажа по мере его износа.