В пути следования, кроме обеспечения необходимого режима ведения поезда и наблюдения за полотном железной дороги, сигналами и контактной сетью, машинист внимательно следит за показаниями измерительных и контрольных приборов — амперметров сети, манометров, скоростемеров и т. д., а также за сигнальными лампами.
Особое внимание машинисту нужно обратить на следующее:
резкие колебания стрелок амперметров и вольтметра сети сигнализируют о нечеткой работе цепей, повреждении каких-либо аппаратов и возможном боксовании колесных пар;
замедленное движение стрелки манометра главных резервуаров в сторону повышения давления указывает на остановку одного из компрессоров;
снижение давления в главных резервуарах ниже 0,75 МПа свидетельствует о том, что не включился регулятор давления;
резкое снижение давления в тормозной магистрали свидетельствует о возможном срыве стоп-крана или разрыве магистрали поезда.
На электровозах постоянного тока ВЛ10, BЛ10y загорание красных ламп указывает на срабатывание аппаратов защиты соответствующих цепей, а горение лампы ЗБ — на выключение контактора К, т. е. на режим разряда батареи (приведены схемные обозначения ламп и аппаратов).
Особенно внимательно машинист наблюдает за показаниями измерительных приборов во время изменения режима работы электрических машин, при переводе главной рукоятки контроллера с позиции на позицию, установке ее на позиции ослабления возбуждения, переводе вентиляторов на другую частоту вращения, при проезде нейтральных вставок контактной сети и т. п.
Рывки электровоза во время трогания с места (без значительных колебаний тока) большей частью возникают из-за повреждения фрикционного аппарата автосцепки электровоза, или одного из головных вагонов. Рывки, сопровождающиеся резкими бросками тока,— результат ненормальной работы аппаратов.
Помимо наблюдения за измерительными приборами, машинист прислушивается к звукам, издаваемым отдельными агрегатами и узлами электровоза. Так, стук вспомогательных машин свидетельствует о том, что, возможно, повреждены подшипники, произошел отрыв машины от фундамента или сорваны балансировочные грузы на вентиляторе. Сильный стук в компрессоре может возникнуть в результате повреждения его клапанов, поршней, шатунов и цилиндров; такой компрессор до выяснения причин появления ненормальных звуков отключают.
О повышении давления воздуха в главных резервуарах, являющемся следствием несрабатывания регулятора давления, свидетельствует стук предохранительных клапанов.
При резких колебаниях напряжения контактной сети, а также сильном искрении у токоприемника внимательно наблюдают за проводами и токоприемниками, чтобы выяснить причины нарушения нормальных условий токосъема. В отдельных случаях переходят на работу с другим токоприемником. Подобные неполадки возникают вследствие задиров, большого местного износа, выкрашивания угольных вставок или отставания медных накладок полозов токоприемников, а также в результате образования гололеда и неисправности контактной подвески.
Стук в ходовых частях на прямых участках пути может быть следствием образования выбоины на поверхности катания бандажей, излома зубьев зубчатой передачи или разрушения роликовых подшипниковых букс. Стук в ходовых частях при входе в кривые может указывать на повышенный поперечный разбег колесных пар, повреждение букс, их поводков, а также опор кузова.
Периодический скрежет во время следования по прямому участку пути в большинстве случаев возникает при задевании большого зубчатого колеса о кожух передачи. Скрежет при входе в кривые участки пути может быть результатом заниженного поперечного разбега колесных пар, недостатка смазки в узлах опор кузова.
Запах горелой шерсти указывает на повышенный нагрев моторно - осевых подшипников, запах горелой резины — на перегрев или пробой изоляции проводов, запахи горелого асбестоцемента и миканита — на подгары дугогасительных камер или перегородок аппаратов.
В случае возникновения небольших ненормальных стуков или запахов и невозможности установить, чем они вызваны, на первой же станции останавливаются для выяснения и устранения их причин. При сильных стуках в ходовой части или появлении дыма поезд останавливают немедленно.
Многие из перечисленных признаков неполадок обычно обнаруживает помощник машиниста при обходе внутрикузовных помещений электровоза. Обход выполняют через каждые 30—40мин, а в сильные морозы —
через каждые 15—20мин, чтобы чаще продувать маслоотделители и резервуары-сборники главных резервуаров, змеевиков и ГВ.
Проходя по коридорам, помощник проверяет зарядный ток батареи, напряжение генератора или ТРПШ (50—52В летом и 52—54В зимой), положение якоря реле обратного тока и работу регуляторов напряжения; руками можно трогать только движок переключателя вольтметра и рычажок выключателя освещения.
При низкой частоте вращения вентиляторов показания вольтметра, когда движок установлен в положение Г2, могут быть самыми различными (15—35В).
Давление масла в компрессоре КТ-6Эл при нормальной частоте вращения коленчатого вала должно быть в пределах 0,15—0,2 МПа. При значительных снижениях напряжения в контактной сети постоянного тока частота вращения вала уменьшается, но давление масла не должно падать ниже 0,1 МПа.
О результатах обхода помощник докладывает машинисту. Помощник машиниста обходит помещения в то время, когда поезд следует по перегонам с хорошей видимостью сигналов и пути. При подходе к станциям и проследовании их покидать кабину не следует.
Во время стоянки на промежуточных станциях машинист, прежде всего, осматривает механическую часть электровоза, проверяет действие песочниц и тех узлов, состояние которых в пути вызвало подозрение. При длительных стоянках иногда опускают токоприемники и проверяют состояние аппаратов защиты, контакторов, реле и резисторов. Помощник машиниста осматривает подшипниковые узлы механической части, проверяет на ощупь их нагрев, обстукивает песочные трубы, закрепляет ослабшие болтовые соединения, при необходимости (по указанию машиниста) осматривает тяговые двигатели. Если какой-либо подшипник нагрелся больше других, то за ним усиливают наблюдение.
На участках с затяжными подъемами периодическими обстукиваниями контролируют запас песка в песочных банках электровоза.