Причины таких замыканий примерно те же, что и пробоев, но проявляются несколько иначе. Междувитковое замыкание внутри катушки главного полюса вызывает ослабление его магнитного потока. Если замкнуты всего два или три витка, двигатель работает несколько лет без заметных признаков повреждения, только несколько повышается искрение на коллекторе и колесная пара, связанная с двигателем, немного чаще других боксует (у двигателя как бы несколько ослаблено и искажено магнитное поле).
Замыкание витков дополнительного полюса проявляется более сильным искрением под щетками одной пары щеткодержателей и приводит к частому срабатыванию защиты. Такое повреждение возникает очень редко.
Междувитковое замыкание проводников обмотки якоря проявляется вспышками на коллекторе и срабатыванием защиты электровоза из-за возникновения очень большого тока в контуре короткозамкнутого витка, образованного соединившимися друг с другом проводниками, так как электрическое сопротивление этого витка очень мало. Например, при напряжении на двигателе 1500В в короткозамкнутом витке якоря двигателя ТЛ-2К возникает э. д. с. 17 В. Если условно принять сопротивление такого витка равным 0,01 Ом, то по нему течет ток =17:0,01 = 1700 А. Направление этого тока все время меняется вследствие непрерывного изменения положения витка под полюсами. Обычно междувитковое замыкание быстро вызывает пробой изоляции секции проводников якоря на сердечник в результате ее сгорания из-за нагрева большим током.
|
|
Нарушение коммутации двигателей. Оно проявляется в повышенном искрении на коллекторе под щеткой. Причины таких нарушений очень разнообразны. Кратковременные, быстро гаснущие искры не повреждают поверхность коллектора и не нарушают работы тягового двигателя. При продолжительном сильном искрении опасность повреждения коллектора, щеток и всей машины возрастает: возможно, образование из искр отдельных электрических дуг, которые, увеличиваясь, могут вызвать сплошной круговой огонь, т. е. практически короткое замыкание между щетками разной полярности или между коллектором и заземленными частями машины.
Степень искрения в значительной степени зависит от напряжения между соседними коллекторными пластинами, состояния коллектора и щеток.
Когда двигатель находится в хорошем состоянии, наибольшее искрение наблюдается в тяговом режиме при ослаблении магнитного потока главных полюсов (поле реакции якоря как бы «теснит» поле полюсов). Поэтому не следует применять наивысшую ступень ослабления возбуждения до тех пор, пока после изменения направления движения электровоза щетки хорошо не притрутся к коллектору (10—20 мин). Совпадение двух причин, нарушающих нормальную коммутацию,— искажение магнитного поля и плохой контакт между коллектором и щетками — может вызвать сильное искрение по поверхности коллектора и даже круговой огонь. В режиме рекуперации при движении с высокими скоростями магнитное поле также сильно искажается, что осложняет процесс коммутации. Искрение на коллекторе усиливается при повышении напряжения, подводимого к двигателю, так как возрастает среднее напряжение между пластинами. Опасны также резкие колебания напряжения сети, при которых быстрое изменение поля реакции якорей не компенсируется изменением поля как дополнительных полюсов, так и компенсационной обмотки.
|
|
К механическим причинам нарушения коммутации относят: плохое состояние поверхности коллектора (выступание миканита, заусенцы, задиры, подгар пластин, понижение или повышение отдельных пластин, биение, загрязнение), низкое качество щеток, неправильное их положение, ненормальное нажатие на них,
повышенная «игра» щеток в щеткодержателе, появление разъедания или сколов их рабочей части, при установке на двигателе щеток разных марок, так как переходное сопротивление под щетками будет неодинаковым для отдельных параллельных цепей обмотки якоря и токи в этих цепях станут разными.
Искрение усиливается также при омеднении рабочей поверхности щеток.
Все отмеченные выше неисправности двигателей выявляют и устраняют при их техническом обслуживании. В случае обнаружения серьезных повреждений или плохой коммутации (проявляющихся в срабатывании защиты), причину которых без разбора двигателя устранить нельзя, двигатель выкатывают из-под электровоза и направляют для исследования и ремонта.
Повреждения вспомогательных электрических машин. Повреждения вспомогательных машин постоянного тока, с которыми приходится сталкиваться при эксплуатации электровозов, в основном такие же, как и у тяговых двигателей.