Общие сведения. У высоковольтных аппаратов, предназначенных для переключения цепей тяговых двигателей и вспомогательных машин, а также у аппаратов защиты и имеющих подвижные детали наиболее характерны следующие неисправности: электрические — подгар контактов и дугогасительных камер, пробой или перекрытие изоляции; механические — замедленное включение и отключение, поломка деталей, нарушение регулировки, обрыв гибких шунтов.
Подгар контактов. Как в высоковольтных, так и в низковольтных цепях подгар контактов происходит от слабого их взаимного нажатия, неправильного притирания, замедленного расхождения при выключении, ненормального действия дугогасительных устройств и цепей, когда аппараты размыкают цепь с большой индуктивностью под током, превышающим расчетное значение.
Обнаруживают подгар контактов во время наружного осмотра аппаратов (следы оплавления, «разъедание» контактных поверхностей), а также по чрезмерно большим выхлопам дуги из камер в момент переключения цепей. При наружном осмотре аппаратуры заметна копоть на асбоцементных перегородках камер. Зачистка поверхности контактов не устраняет причину их подгара. Подгар контактов высоковольтных переключателей, не оборудованных дугогасительными устройствами (реверсор, тормозной переключатель), возникает редко. Причина неисправности — нарушение нормального контакта (ослабление нажатия) или неправильное действие блокировок в низковольтной цепи. У групповых переключателей кулачкового типа подгар может произойти из-за нарушения профиля или положения кулачковых шайб на валу, а также повреждения пружин.
|
|
Подгар дугогасительных камер. Он возникает вследствие тех же причин, что и подгар контакта. Ненормальное гашение дуги обычно происходит в результате замыкания витков дугогасительных катушек, плохого прилегания полюсов камеры к сердечнику этой катушки, плохой очистки стенок камер при ремонте, слабого контакта дугогасительных рогов с другими токопроводящими деталями данного аппарата, недостаточного или замедленного расхождения контактов. У главного выключателя ВОВ-25-4 ненормальное гашение дуги может произойти при снижении давления воздуха.
Если сгорела дугогасительная камера какого-либо аппарата, то ее сменяют или исключают из цепей весь аппарат; иногда (в зависимости от его назначения) аппарат можно принудительно включить на все время поездки, а иногда «обойти», соединив в определенном порядке подходящие к нему провода.
Пробой и перекрытие изоляции аппаратов. Как у тяговых двигателей, эти повреждения аппаратов происходят в результате старения изоляции, ее механического повреждения, загрязнения (запыления). Иногда изоляция перекрывается при сильной ионизации окружающего воздуха, возникающей в результате неоднократного срабатывания аппаратов с нарушенным дугогашением, а также при перенапряжениях между отдельными участками цепей. Возможны пробои стоек и изоляционных тяг индивидуальных электропневматических контактов, стоек реверсоров и тормозных переключателей. У пусковых резисторов иногда в зимнее время происходит пробой изоляционных шпилек и втулок подвесных изоляторов. В случае повреждения изоляции аппарат обычно исключают из цепей. Иногда в месте пробоя прокладывают изоляцию.
|
|
Замедленное включение и выключение аппаратов. При электропневматическом приводе это может быть вызвано неисправностью их вентилей или механическим заеданием подвижных частей. Основные неисправности вентилей включающего типа, приводящие к замедленной работе аппарата, следующие: износ вертикального ствола по высоте, плохая притирка клапанов, попадание под клапаны посторонних частиц.
Если невозбужденный вентиль «шипит», то причина неисправности — попадание пыли, окалины или нарушение притирки у нижнего клапана. Когда же «шипит» вентиль возбужденный, нарушена притирка верхнего клапана. Как правило, для устранения этих неисправностей достаточно несколько раз нажать на кнопку вентиля. Если это не дает желательных результатов, то у многих аппаратов, оборудованных вентилями включающего типа, искусственно закрепляют вентиль во включенном положении, для чего притягивают кнопку вентиля к корпусу липкой изоляционной лентой или подкладывают под крышку на якорь вентиля прокладку.
Замедленное включение аппарата может быть результатом повреждения уплотняющих манжет поршней цилиндров его привода, что обнаруживают обычно при нажатии на кнопку вентиля провода аппарата по характерному шипению. Для улучшения уплотнения обычно добавляют в цилиндр несколько капель смазки МВП, после чего нужно «расходить» поршень.
Замедленное отключение аппаратов может быть следствием ослабления или излома отключающих пружин и взаимного приваривания силовых контактов. У групповых переключателей с пневматическим приводом замедленное действие может быть следствием порчи вентилей и манжет привода (чаще в зимнее время), подшипников и искривления кулачкового вала.
Если медленно поворачивается вал реверсора, главную рукоятку контроллера дольше выдерживают на 1-й позиции. При медленном повороте вала тормозного переключателя заблаговременно переходят на другой режим работы (например, с тягового на тормозной). Когда медленно поворачивается вал группового переключателя у электровоза постоянного тока, реже переключают двигатели с одного соединения на другое и выполняют переход по возможности при малом токе. При обратном переходе с одного соединения на другое главную рукоятку контроллера резко переводят на реостатные позиции низшего соединения двигателей и задерживают ее в таком положении до окончания поворота вала переключателя (пока стрелка амперметра перестанет колебаться). На остановке выясняют и устраняют причину неисправности.
У электромагнитных контакторов замедленное включение происходит при замыкании части витков включающей катушки, механическом заедании подвижных частей или перекосе якоря. Нарушение регулировки, как правило, является следствием механического повреждения — ослабления пружин, износа шарниров у подвижных частей, изгиба деталей, заедания подвижных деталей контактора.
Рис. 25. Устройство вентиля. 1- клапан; 2- якорь; 3- катушка.
Повреждения быстродействующего выключателя. Наиболее серьезные повреждения быстродействующего выключателя возможны в момент короткого замыкания в силовой цепи при сильной ионизации воздуха в дугогасительной камере и вокруг выключателя, а также при возникновении повышенной разности потенциалов между разрываемыми участками цепи (может достигать 10 000 В). Определим приближенно количество энергии, выделяющейся внутри БВ при срабатывании его в момент короткого замыкания силовой цепи. Если условно принять ток короткого замыкания равным 3000 А и напряжение между концами дуги 2000 В (учитывая падения напряжения в сети, рельсах и месте короткого замыкания), то в дуге, возникающей при размыкании контактов БВ.
|
|
Когда же дуга горит почему-либо дольше обычного (грязные стенки камеры, неправильная установка рогов или полюсов магнитной системы), количество выделенной в ней энергии значительно возрастает, что иногда приводит к пожару. Так, если дуга горит 10 с, то количество выделяющейся энергии увеличивается в 1000 раз и станет равным 16,6 кВт/ч, т. е. внутри камеры выделится столько же тепловой энергии, сколько за 27,7 ч горения электроплитки мощностью 600 Вт, а за каждую секунду — в 16 600 раз больше, чем в такой электроплитке.
При замедленном разрыве цепи у БВ сгорают силовые контакты, дугогасительные рога и прогорают стенки камеры. При очень быстром выключении цепи возникают значительные перенапряжения, что иногда приводит к пробою опорной шпильки рамы выключателя или опорной гетинаксовой плиты дугогасительной системы.
В случае возникновения любого из указанных повреждений быстродействующий выключатель не пригоден к работе. В эксплуатации электровозов возможны случаи отключений БВ при токах, меньших значениях у ставки, в результате неправильной регулировки аппарата, попадания посторонних предметов между пришабренными поверхностями якоря и полюсов магнитопровода, а также из-за излома шины индуктивного шунта или нарушения ее соединения с размагничивающим витком, т. е. при повышении переходного сопротивления в месте закрепления шины шунта. Отключение БВ в этих случаях не сопровождается срабатыванием реле перегрузки тяговых двигателей или дифференциального реле. При отключении БВ без срабатывания дифференциального реле, прежде всего, проверяют состояние якоря и полюсов магнитопровода, крепление индуктивного шунта, состояние контактов дифференциального реле. Возможны случаи, когда БВ не включается по следующим причинам: нарушена цепь питания удерживающей катушки или катушки вентиля Возврат, недостаточно давление воздуха в магистрали управления, большой пропуск воздуха через уплотняющие кольца поршня пневматического привода, срыв воздушного рукава, попадание случайных предметов между якорем и полюсами магнитопровода.
|
|
Повреждения главного выключателя ВОВ-25-4. В высоковольтной части главного выключателя возможны следующие повреждения: изгиб ножа поворотного разъединителя, приводящий к его подгоранию в месте соединения с неподвижным контактом или к полному незамыканию цепи, излом поворотного изолятора и изолятора дугогасительной камеры; повреждение включающей пружины в дугогасительной камере.
Возможность использования выключателя зависит от степени повреждения, что устанавливают только при снятом с контактной сети напряжения. В низковольтной части возможны нарушения цепи включающей катушки ГВ или повреждения самой катушки, повреждение электроблокировки автомата давления (в этих случаях ГВ включают вручную), нарушение цепи катушки удерживающего электромагнита.
Из механических повреждений привода возможны случаи заедания поворотного вала и сердечников низковольтных электромагнитов.
Степень надежности работы главных выключателей довольно высока, что объясняется более легкими условиями гашения дуги при переменном токе, чем при постоянном, наличием страховочного разрыва цепи поворотным разъединителем, сравнительно простой конструкцией главных контактов в месте разрыва дуги, возникающей при выключении тока короткого замыкания, а также наличием нелинейного резистора, шунтирующего цепь дуги между главными контактами.