ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
CALS-центр ПГТУ
БОЧКАРЕВ С.В.
ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ CALS –технологий
Пермь 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 3
1. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА.................................................... 4
2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ CALS-ТЕХНОЛОГИЙ.................................................... 8
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАУКОЕМКОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ................. 12
3.1. Базовые стандарты, определяющие представление информации о продукте........... 12
3.2.Базовые стандарты на представление текстовой и графической информации.......... 15
3.3. Базовые стандарты на общие принципы электронного обмена и управления данными 16
4. ДАННЫЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ХОДЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЯ.............. 17
5. АНАЛИЗ И РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ................................................. 18
5.1. Описание процессов......................................................................................................... 18
|
|
5.2. Методология IDEF/0......................................................................................................... 20
5.3.Методология IDEF/lХ........................................................................................................ 21
5.4. Общая методика изменения бизнес-процессов............................................................. 23
6. ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖЦ ИЗДЕЛИЯ......................... 24
7. Управление интегрированной информационной средой.................. 25
8. Система управления данными об изделии PDM........................................ 27
9. Управление конфигурацией изделия............................................................... 33
10. интегрированная логистическая поддержка.......................................... 35
10.1. Логистический анализ.................................................................................................... 37
10.2. Группы задач логистического анализа......................................................................... 39
10.3 Пригодность к поддержке............................................................................................... 41
10.4. Выбор задач ЛА для конкретного проекта.................................................................. 42
11. Планирование процессов технического обслуживания и ремонта изделия........................................................................................................................................................ 46
11.1 Концепция ТОиР............................................................................................................. 46
11.2.Требования к изделию в отношении ТОиР................................................................... 47
11.3. План ТОиР....................................................................................................................... 48
12.Организация комплексной системы материально-технического обеспечения.......................................................................................................................... 49
12.1. Кодификация предметов МТО...................................................................................... 50
12.2. Управление заказами...................................................................................................... 50
|
|
12.3. Управление счетами....................................................................................................... 51
13. Электронная эксплуатационная документация технологии разработки и сопровождения.................................................................................................................. 52
14. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАЗ ДАННЫХ............................................................................... 60
15. Информационная безопасность....................................................................... 61
16. Внедрение CALS-технологий на предприятии........................................... 63
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия ставят перед предприятиями задачи упрочнения рыночного положения и повышения конкурентоспособности. Одним из инструментов решения этих задач являются информационные технологии, внедрение которых требует коренной перестройки процесса работы предприятия. Автоматизация и информационная интеграция обеспечивают сокращение сроков разработки и вывода продукции на рынок, что является условием успешной работы предприятия в рыночной среде.
Значительные резервы повышения качества продукции и технологий, а также рыночного рейтинга продукции определяются анализом жизненного цикла (ЖЦ) продукции, выявлением процессов, входящих в его состав и реализацией компьютерно-интегрированных производств на основе CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support)-технологий.
Суть концепции CALS заключается в последовательном преобразовании существующих производственных процессов в единый высокоавтоматизированный и информационно-интегрированный процесс управления ЖЦ разработки, производства и эксплуатации наукоемкой продукции.
Информационная интеграция достигается за счет применения международных стандартов, регламентирующих технику представления данных об изделии и производственных процессах на всех стадиях ЖЦ, применения стандартизованных моделей производственных процессов и способов их взаимодействия.
Составляющими CALS-технологий являются:
· идеология создания единого информационного пространства (ЕИП), охватывающего все стадии ЖЦ продукции от замысла до утилизации;
· стандартизация представления информации на всех этапах ЖЦ продукции, обеспечивающая, с одной стороны, единство информационного описания для каждого этапа ЖЦ, а с другой стороны – информационное взаимодействие результатов работы компьютерных систем, применяемых на различных этапах ЖЦ;
· система информационной интеграции, позволяющая решать проблемы обеспечения эффективности производства наукоемкой продукции, создаваемой десятками предприятий, участвующими в производстве на контрактной основе. При этом "виртуальное" предприятие, объединяющее десятки предприятий, теперь может работать в ЕИП, позволяющем непосредственно использовать данные партнеров в электронном виде и, в свою очередь, передавать электронные данные своим партнерам.
Фирмы, производящие сложную наукоемкую продукцию, ищут новые методы и подходы к упрочнению своего рыночного положения и повышению конкурентоспособности. Одним из таких подходов является использование информационных технологий, которые обеспечивают ускорение процессов проектирования и производства продукции за счет автоматизации и информационной интеграции. Это ведет к сокращению длительности сроков разработки и выхода продукции на рынок.
В настоящее время для промышленности России актуальна разработка методов повышения эффективности деятельности предприятий. Именно на основе информационных технологий решается проблема представления конструкторской и эксплуатационной документации на изделия в электронном виде, что является непременным условием выхода товаров на внешние рынки.