В. Административная структура ведомства промышленной собственности

29.8. К руководящему составу многих современных Ведомств промышленной собственности все чаще предъявляют требование планировать и организовывать их деятельность с точки зрения оптимальной эффективности. В последние годы Ведомства промышленной собственности стали значительно более активными в пропаганде и оказании услуг, связанных с ролью информации о промышленной собственности в качестве важных факторов технического развития, как дополнение к выполнению таких традиционных функций, как поиск и экспертиза, связанные с предоставлением прав на промышленную собственность.

29.9. Большинство Ведомств промышленной собственности ощутили в последние годы также и существенное возрастание объема работ из-за повышения числа подач. Часто и по различным причинам это возрастание объема работ не сопровождалось соответствующим ростом людских ресурсов. Как следствие этого, руководители были вынуждены изыскивать различные пути и способы, включая автоматизацию, повышение эффективности своей производственной деятельности, чтобы выдать «на-гора» больше при тех же или сниженных ресурсах. В этом контексте руководители изучали различные организационные схемы для обеспечения наиболее эффективного использования имеющихся людских ресурсов.

29.10. В настоящее время существует тенденция к группированию всех видов деятельности в области промышленной собственности в одном ведомстве, поскольку это обеспечивает наиболее эффективное использование опыта управленческой работы и взаимозаменяемость определенного числа сотрудников, особенно технических работников. Такая организационная структура позволяет иметь руководящих работников со специальными техническими и управленческими знаниями и опытом на определенных уровнях и дает возможность другим сконцентрировать внимание на вопросах преимущественно управленческого характера. Эта структура также сокращает число руководителей, от которых требуется глубокое знание вопросов промышленной собственности. Другими преимуществами являются:

(1)

обеспечение значительного выбора путей производственного роста для сотрудников;

(2)

возможность объединения определенных функций и устранения дублирования определенных других функций;

(3)

руководящие звенья с разнообразным опытом и подготовкой;

(4)

обеспечение оптимального использования управленческого опыта путем его распространения на более широкие области;

(5)

предоставление возможности совмещения служб, зачастую сокращающих потребность в оборудовании и в служебных помещениях;

(6)

появление возможности организации определенных служб за счет перераспределения оплаты их стоимости между различными центрами.

29.11. Эта структура имеет также и некоторые недостатки. В основном они вызваны тем, что определенным сотрудникам приходится становиться широкопрофильными вместо того, чтобы приобретать углубленный опыт в какой-то одной области. Кроме того, определенные руководящие работники вынуждены заниматься множеством областей, которые весьма различны по характеру. Среди других недостатков можно сформулировать следующие:

(1)

поскольку требования к образованию являются различными в разных секторах, сотрудники одного из секторов могут иметь тенденцию к перерождению в «кузницу» руководящих кадров;

(2)

поскольку на определенных уровнях число руководящих постов меньше, уменьшаются и возможности продвижения на эти уровни.

(а) Генеральный директорат

29.12. Генеральный директорат является органом, которому подчинены все организационные центры. Конкретное наименование этого уровня может быть различным, как, например, Комиссар по патентам и товарным знакам и т. п. или Генеральный директор. Служащий, занимающий этот пост, отвечает за управление всеми организациями, относящимися к промышленной собственности.

29.13. Практически в каждом Ведомстве промышленной собственности этот круг обязанностей является слишком широким для того, чтобы он был возложен только на одного управляющего. Положение может быть урегулировано назначением заместителей генерального директора, отвечающих за определенные операции, или разделением Генерального директората на юридическую и административную сферы деятельности.

(b) Деятельность в области промышленной собственности

29.14. Деятельность в области промышленной собственности организуется различными центрами, подотчетными Генеральному директорату. Эти центры и являются теми подразделениями, которые занимаются деятельностью, ведущей к предоставлению прав на промышленную собственность. Как в отношении этих операций, так и в отношении вспомогательных операций ниже перечисленные функции являются иллюстративными, но не обязательно исчерпывающими.

(i) Патентная экспертиза

29.15. Этот центр отвечает за функции, относящиеся к поиску и экспертизе патентных заявок на выдачу патентов. В большинстве ведомств промышленной собственности этот центр является самым крупным, приносящим наибольшую часть поступлений. В странах, законодательство которых предусматривает выдачу «малых» патентов, этот центр занимается также и таким видом промышленной собственности.

(ii) Экспертиза товарных знаков

29.16. Этот центр отвечает за функции, относящиеся к поиску и экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков. Эта часть Директората обеспечила существенное повышение эффективности за счет автоматизации, особенно в области поиска.

(iii) Экспертиза промышленных образцов

29.17. Этот центр отвечает за функции, относящиеся к поиску, экспертизе и выдаче охранных документов, основанных на заявках на промышленные образцы. В странах, имеющих системы охраны полезных моделей, этот центр может отвечать за функции, относящиеся и к этому виду промышленной собственности.

29.18. Следует отметить, что в каждом из центров экспертизы поиск производится непосредственно в самом центре, а не в централизованном поисковом органе. В зависимости от имеющихся ресурсов, численности персонала и конкретной роли ведомства патентный поиск мог бы, разумеется, эффективно выполняться централизованным органом. Такая организационная структура могла бы быть осуществлена, например, в ведомствах, располагающих Центрами Патентной Информации и Документации (ЦПИД).

(iv) Вспомогательные службы

29.19. Этот центр отвечает за предоставление полного спектра вспомогательных услуг трем центрам экспертизы. Примерами таких служб являются:

(1)

получение заявок и формальная проверка на соответствие заявочных материалов требованиям к оформлению и содержанию, на своевременность уплаты пошлин и т. п.;

(2)

публикация патентных заявок и выдачных решений, сообщений о товарных знаках и их регистрации, выдачных решений в отношении промышленных образцов, журналов по промышленной собственности, статистические и иные отчеты и т. п.;

(3)

ведение реестров передачи прав, лицензий, библиографической информации и т. п.;

(4)

пополнение поисковых подборок и организация помещений для проведения поисков, справочных библиотек и т. п.;

(5)

делопроизводство для осуществления функций экспертизы;

(6)

службы документационного обеспечения для продаж, обмена;

(7)

сбор пошлин за поддержание и т. п.

29.20. Одним из вариантов такой структуры могла бы быть организация вспомогательных служб по делопроизводству непосредственно в отделах экспертизы, т. е. вспомогательную службу для патентной экспертизы, для экспертизы товарных знаков или промышленных образцов. Характер обработки этих видов заявок на промышленную собственность таков, что позволяет создавать такие вспомогательные службы для каждого из них.

(v) Апелляции/Опротестования

29.21. Этот центр, сформированный из специалистов в каждой области промышленной собственности, занимается апелляциями в связи с рассмотрением заявок или процедурами опротестования, где такие процедуры существуют. Несмотря на то что организационная схема помещает эти виды деятельности под эгиду одного центра, эксперты с опытом работы в каждой конкретной области промышленной собственности привлекаются обычно в связи с особо сложным характером работы, выполняемой этим центром.

(vi) Договор о патентной кооперации (РСТ)

29.22. В тех случаях, когда Ведомство промышленной собственности является национальным ведомством государства-члена Договора о Патентной Кооперации, центр, отвечающий за эти функции, занимается также выполнением обязанностей по национальной фазе в рамках этого договора. Это включает функции Получающего ведомства для международных патентных заявок, подаваемых гражданами или жителями государства-члена, а также функции указанного ведомства в рамках Главы I этого Договора или выбранного ведомства в рамках Главы II этого Договора.

(vii) Документация и информация

29.23. Этот центр отвечает за широкий спектр деятельности, относящейся к документационным службам, и различные виды деятельности, связанной с использованием информации, содержащейся в документах по промышленной собственности. В последние годы ведомства стали лучше понимать преимущества этих видов деятельности для промышленного прогресса, особенно на уровне малых и средних предприятий. Этот центр мог бы также заниматься управлением таких органов, как Центры Патентной Информации и Документации, и других центров информации по промышленной собственности. Другими примерами деятельности, осуществляемой таким центром, являются:

(1)

поддержание и обновление систем классификации, как национальных, так и, что более вероятно, международных, таких, как система Международной Патентной Классификации (МПК);

(2)

предоставление консультативных услуг для определения стратегии поисков;

(3)

функции справочной службы общего характера;

(4)

переработка и компоновка информации, относящейся к промышленной собственности;

(5)

создание сетей посредников или региональных представителей;

(6)

организация общественного образования и информации, проведения семинаров и лекций, установление деловых контактов с профессиональными объединениями в области промышленной собственности и т. п.;

(7)

проведение поисков на определение уровня техники;

(8)

поддержание деловых отношений с научно-исследовательскими организациями, университетами и другими исследовательскими учреждениями.

(viii) Автоматизация

29.24. Этот центр отвечает за различные виды деятельности, относящиеся к компьютеризации и автоматизации всех операций в области промышленной собственности. Это включает планирование автоматизации, исследования и разработки, отработку систем, контакты с фирмами, заключение контрактов, закупку и обслуживание оборудования, проектирование систем, консультации для пользователей и т. п.

(ix) Программы и исследования

29.25. Центр, занимающийся этими вопросами, отвечает за широкий спектр программ и операций. Во многих отношениях это сердце ведомства промышленной собственности. Многие виды ниже перечисленных видов деятельности зачастую осуществляются центральными (основными) подразделениями министерств, в которые входят Ведомство. Примерами являются:

(1)

внутриведомственное повышение квалификации специалистов и других сотрудников;

(2)

планирование и определение политики;

(3)

пересмотр уставных и инструктивных документов;

(4)

международные отношения;

(5)

управленческие службы;

(6)

принудительное лицензирование;

(7)

финансовый контроль;

(8)

кадровая и материально-техническая службы;

(9)

аттестация патентных поверенных и ведение реестра поверенных;

(10)

договорно-правовые службы;

(11)

службы связи с профессиональными объединениями.

Литература к разделу В:

Р. Trepanier. Организация и управление национальными офисами промышленной собственности. WIPO/RT/IP/TYO/90/l.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: