Стиль помощи | Направление консультации | Роль консультанта | Роль консультируемых |
Ориентированная на содержание консультация | Обеспечивает информацию, которая облегчает организационные решения | Эксперт; принимает ответственность за решения | Пассивный и послушный; выполняет решения консультанта |
Ориентированная на процесс консультация | Идентифицирует проблемы, которые вносят вклад в организационные проблемы | Основана на процессе; совместная работа с консультируемым по решению проблемы | Активный участник; признает проблему консультации |
Решение проводить ориентированную на процесс консультацию должно приниматься с учетом ряда факторов. Шейн указывает на некоторые из них. Консультируемые, например, должны признавать проблему консультации и стремиться к активному участию в разрешении проблемы.
Поскольку они являются активными участниками процесса, то все решения и выводы должны отражать их понимание и суждения. Это, как полагает Шейн, ведет к позитивной ситуации, когда консультируемые принимают и выполняют обязательства процесса консультации. Затем, утверждает он, консультируемые, чтобы выполнить задачи консультации и предложить соответствующие решения, должны иметь необходимую познавательную и поведенческую квалификацию. Через коллективный опыт, приобретаемый во время участия в процессе, консультируемые учатся решать будущие организационные проблемы [10].
Шейн подчеркивает, что консультанты должны идентифицировать и предлагать способы усовершенствования неэффективных организационных процессов, включая и те, которые затрагивают решение проблем, принятие решений и организационную эффективность в целом. Поэтому консультанту по процессу необходимо разбираться в фундаментальных задачах и межличностных процессах, которые позволяют индивидам, группам и организациям успешно функционировать.
Консультации по содержанию и процессу могут быть использованы во взаимосвязи.
Изменение организационных парадигм. Организационные убеждения развиваются в постоянные и часто не подлежащие сомнению правила, или парадигмы, поскольку они передаются тогда, когда ведут к успеху. Парадигма – это набор правил и инструкций (записанных или неписаных), которые выполняют две функции: 1) устанавливают границы; 2) указывают, как вести себя внутри границ, чтобы быть успешными. Парадигмы, как правило, мощные и гибкие. Они более устойчивы, чем многие из правил и предубеждений, которые приходят и уходят вместе с организационными тенденциями.
До тех пор пока организационные парадигмы и связанные с ними правила соответствуют тенденциям окружающей среды, требованиям и технологиям, они работают на организации – вплоть до того, что организации становятся полностью зависимыми от них. Но когда руководители твердо придерживаются парадигм, которые работают вопреки потребностям организаций, то организации могут утратить свою эффективность или даже потерпеть неудачу. Организации должны иногда менять или корректировать свои парадигмы, поскольку не могут долго существовать, если их продукция больше не ценится. Изменение парадигмы представляет собой изменение в концептуальном мышлении, которое люди используют, чтобы интерпретировать свои обстоятельства [10].
Смена парадигмы часто является результатом медленного и трудного изменения, и во многих организациях такое изменение происходит только после того, как их традиционные стратегии решения проблемы потерпели неудачу.
Помочь организации идентифицировать устаревшие парадигмы и заменить их действенными методами – дело нелегкое. Работа консультантов, пытающихся облегчить смену парадигмы, будет успешнее, если сотрудники организации признают свои убеждения устаревшими и открыты для смены парадигмы. Без признания потребности в изменении руководство может привести организацию к хаосу и снижению эффективности.
В своей работе консультанты должны придерживаться следующих принципов:
– привлекать руководителей организации и работников к анализу повторяющихся стереотипов поведения, которые не соответствуют требованиям окружения. Принятие изменений парадигмы подпитывается совместным применением стратегий;
– предвосхищать будущее организации, поскольку смены парадигмы часто являются ответом на ожидаемые события, тенденции и условия;
– предвидеть сильное сопротивление смене парадигмы. Многие сотрудники организации останутся приверженцами старых стандартов, несмотря на очевидную их бесполезность;
– рассеивать опасения и ложные представления о том, что смена парадигмы – рискованная для всех стратегия изменения; направлять усилия организации на самые неотложные потребности и в качестве меры предосторожности подводить к изменениям постепенно;
– помогать сотрудникам организации эффективно приспосабливаться к изменениям, связанным с внедрением новых убеждений и методов в инфраструктуру организации. Переходный период часто представляет собой период кризиса.
Стратегическое краткосрочное и долгосрочное планирование. Даже стабильные организации рискуют потерпеть неудачу, если они не могут предусмотреть меняющиеся и часто неустойчивые обстоятельства [15].
Стратегическое планирование, независимо от того, кратковременное оно или долговременное, является широким процессом, в ходе которого руководители организации изучают существующее положение и предполагаемые направления, чтобы подготовить организацию к будущему и добиться поставленных целей. В отличие от консервативных, не занимающихся планированием организаций, пассивно или импульсивно реагирующих на то, что происходит, те организации, которые осуществляют стратегическое планирование, создают и сопровождают свое собственное будущее. Благодаря стратегическому планированию, программа будет работать успешно, так как заранее запланирована реализация альтернатив программы.
Процессы стратегического планирования охватывают последовательные и связанные с развитием действия, которые помогают организации подготовиться к ожидаемым событиям. Уникальная особенность стратегического планирования заключается в наблюдении за потенциальными тенденциями окружения и воздействиями обстоятельств как настоящих, так и будущих. Консультанты, занимающиеся стратегическим планированием, помогают сотрудникам организации изучить процессы стратегического планирования, обеспечить структуру для проведения планирования и способствуют разработке определенного плана. Эффективный процесс планирования включает в себя относительно стандартный набор действий.
1. Подготовка (операционализация) процесса планирования. Организация обязана готовиться к планированию, настраивая организационные ресурсы и персонал.
2. Определение приоритетов организационных ценностей. Организация должна идентифицировать свои будущие результаты и гарантировать, что процесс планирования начинается с концептуального понимания наиболее важных потребностей.
3. Предвидение будущего. Предвосхищение будущих тенденций и событий является предпосылкой для планирования в настоящем.
4. Определение миссии организации. Миссия организации – это глобальная цель, которая определяет причину существования организации.
5. Формулировка стратегических альтернатив. Принятие во внимание различных способов действия делает план более весомым.
6. Планирование действий на случай возникновения препятствий и непредвиденных обстоятельств. Планирование должно предусматривать возможное сопротивление и другие препятствия, исходящие от сотрудников организации.
7. Перевод планов в видимые организационные действия. Без принятия конкретных действий планирование остается расточительным и поверхностным организационным занятием.
8. Продолжение планирования. Планирование никогда не заканчивается. Даже наиболее эффективный стратегический план должен быть оценен, изменен или обновлен, чтобы отразить новые тенденции и требования окружающей среды.
Список возможных организационных вмешательств намного превышает то, что описано выше. Если консультанты и руководители организации стремятся к лучшему решению проблем, они найдут много других полезных подходов.
Учитывая сложности организации и окружения, в котором она работает, консультант должен быть готов к участию в разнообразных действиях и формулировке широкого диапазона концептуальных вмешательств. Важно также признавать, что организация является динамической, адаптивной системой. Организационная консультация включает в себя многочисленные, часто пересекающиеся процессы, которые требуют, чтобы консультант входил в сложные системы, диагностировал организационные недостатки и применял концептуальные вмешательства, приспособленные к определенным организационным проблемам.
Организационный тренинг [3, 10, 11, 12], как правило, связывают с организационным развитием (см. занятие 5). Организационный тренинг, как и тренинги, касающиеся более специальных, узких вопросов, имеет ряд стандартизированных процедур.
Подготовка к тренингу. Успешные программы тренинга требуют предварительного планирования и организации.
Слишком часто тренеры-консультанты сами причиняют вред тренинговой деятельности, потому что игнорируют систематическое планирование, прибегают к скоропалительным вмешательствам или придерживаются необоснованной методологии. Вместе с тем неадекватный или поверхностный тренинг – непроизвольный результат взаимного небрежения как консультантов, так и консультируемых. Первые, например, используют одни и те же зарекомендовавшие себя тренинговые программы, не учитывая их соотносимость с потребностями участников. Они совершают не менее серьезную ошибку и в том случае, когда самостоятельно, не прибегая к совместному планированию, формулируют цели тренинга. Консультируемые же способствуют неудаче проведения тренингов тем, что запрашивают программы, которые неадекватны преследуемым ими целям и не имеют должного обоснования или позволяют консультантам диктовать содержание тренинга, отказываясь от преимуществ сотрудничества и диалога. Во избежание всего этого тренерам следует придерживаться схемы, предусматривающей целый комплекс предварительных действий [10].
1. Оценка потребностей в тренинге. Поскольку тренинг как вид вмешательства должен предельно точно отвечать проблеме и задачам консультации, до его реализации следует произвести предварительную оценку тех потребностей, что имеются у участников. Это проводится в период совместной подготовительной работы, когда тренеры и консультируемые планируют данное вмешательство. Хотя методы оценки подчас довольно дорогостоящи и требуют времени, валидная информация, получаемая в результате, позволяет избежать бесполезного или необоснованного вмешательства тренинга. Распространенный метод оценки потребностей – анкетирование участников.
Метод анкетирования требует, чтобы консультанты предварительно ознакомили участников с программами тренинга, но в тех случаях, когда возможности такого ознакомления ограничены, анкетирование может оказаться бесполезным. Альтернативным методом и, возможно, наиболее простой процедурой оценки является профессиональный диалог между консультантами, консультируемыми и участниками. Тренеры должны получить ответы на целый ряд предварительных вопросов.
· Какие потребности или проблемы вызывают заинтересованность в тренинге?
· Как консультируемый оценивает потребность в тренинге?
· Сколько предполагается участников тренинга?
· В чем заключаются должностные обязанности участников тренинга?
· С какими существующими знаниями, умениями, навыками участников тренинга связана предлагаемая учебная информация?
· Какие качества участников (возраст, пол, образование, уровень подготовки, стили обучения) привели к тому, что вмешательство в виде тренинга оказалось необходимым?
· Каковы представления или установки участников относительно тренинга и особенно относительно предмета тренинга?
· В каких тренингах они участвовали ранее?