Шаг 1. Охарактеризуйте упражнение, объяснив процедуры и отведенное на них время.
Упражнение называется «Но мы всегда делали это именно таким образом». Это только одно из тех возражений, которые приводятся, когда субъект с творческим воображением предлагает альтернативный способ действия. Старый способ может быть наилучшим, но постоянно возникающие новые обстоятельства, меняющиеся условия рынка и т. д. могут стать обоснованными доводами рассмотрения иных методов деятельности.
Участники будут работать в небольших группах, придумывая и записывая как можно больше способов, препятствующих новым идеям, творческим решениям, инициативе и т. д. Следует также рассмотреть подобные случаи непосредственно в студенческой группе в связи с той традицией, которая существует в университете. Какие доводы участники приводили или могли бы привести для того, чтобы не браться за осуществление предложений по изменению? Были ли эти решения всегда справедливы? Какие оправдания они могли бы привести?
|
|
В каждой группе должен быть выбран секретарь. Секретарям следует озаглавить листы флип-чартов «Но мы всегда делали это именно таким образом» – в качестве напоминания о том задании, за которое должна взяться группа. Небольшие группки участников методом «мозгового штурма» должны будут рассмотреть, почему и как идеи изменений подавляются в организациях. Проинструктируйте участников, чтобы они были творческими, инициативными и дали волю своему воображению в максимальной степени!
Предложения, рожденные методом «мозгового штурма», должны быть записаны в виде кратких простых утверждений, например: «Переложить ответственность». При дальнейшей работе будет возможность обсудить это более развернуто: «Под утверждением "Переложить ответственность" мы имеем в виду что-то вроде: "Сказать об этом другим – это их головная боль"». Могут описываться не только действия или реплики, но и возникающие мысли: «В этом случае у меня будет больше работы».
На эту часть упражнения отводится полчаса, по истечении которых группа должна быть вновь собрана вместе для пленарной дискуссии.
Шаг 2. Разделите пленарную группу на небольшие группки по 3–5 чел.
Убедитесь, что имеется достаточно места для того, чтобы разложить листы флип-чартов и делать на них необходимые записи.