1. Процессинг – это процедура, которая позволяет участникам прояснить, проинтерпретировать и проанализировать имеющийся у них опыт. После учебных демонстраций или упражнений внимание тренера переключается на вопросы, возникающие у участников, и на диалог. В ходе критически направленного обсуждения выявляются реакции участников на предмет разговора, ими самими проясняются сложные вопросы или же они предлагают для анализа какую-либо информацию.
2. Ролевые игры – весьма распространенный вид тренинговой деятельности, носящий эмпирический характер. Участники, собранные в группы по двое или более человек, имеют возможность реально, опытным путем проверить изучаемый тип взаимодействия. Ролевые игры направлены как на реальные, так и на предполагаемые ситуации; при их проведении допустимы спонтанные взаимодействия и подготовленные сценарии; их можно осуществлять в таких группах, когда два участника выполняют свои роли перед лицом нейтральных наблюдателей.
3. Репетиция способна стать практически ценным и достаточно значимым экспериментальным упражнением, реализуемым в тренинговых программах, которые нацелены на обучение определенным коммуникативным или поведенческим навыкам (например, уверенности в себе, умению устранять межличностные конфликты, активного слушания и эмпатии). За процессом репетиции могут наблюдать тренеры и участники, что дает возможность подключения процессинга и установления обратной связи. В том случае, если это позволяют сделать условия, формат и технология тренинга, допускается видеосъемка репетиции и последующий ее просмотр, во время которого и устанавливается обратная связь.
|
|
4. Моделирование. Цель моделирования – ввести обучающихся в реалистичную ситуацию, которая адекватна фактическим условиям их работы. Исполнение конкретных действий – реальных примеров поведения, свойственных профессиональной деятельности обучающихся, – и называется моделированием, выполняемым под контролем и при обеспечении обратной связи. Оно преследует различные цели. Его польза подобна эффекту «ледокола», поскольку таким образом снижается напряжение участников и повышается комфортность условий обучения. Игры или упражнения могут быть веселыми и увлекательными, что позволяет сплотить группу. Кроме того, моделирование, к которому обращаются под конец реализации тренинговой программы, способствует определению оценки того прироста, что дает тренинг.
5. Демонстрация. Обучение навыкам, ознакомление с процессами и изложение концептов может проходить посредством демонстрацииили моделирования желательного поведения (например, при тренинге уверенности в себе, эмпатии). Этот метод особенно уместен при осуществлении тренинговых программ, когда главное внимание уделяется достижению целей, связанных с поведением. Польза от применения данного метода окажется более значимой, если сами участники моделируют имеющиеся или приобретенные навыки, а также в том случае, когда специальное время отводится под процессинг и установление обратной связи.
|
|
6. Работа с подгруппами может оказаться уместной и приносящей пользу, если число обучающихся велико или если участники тренинга испытывают повышенную тревожность, а тренер стремится добавить элементы эмпирического, опытного плана. Формат небольших групп предоставляет участникам возможность интенсивно взаимодействовать, раскрыться и внести свой вклад в решение конкретных задач.
Рекомендации по оценке тренинга. Разрабатывать тренинговые вмешательства необходимо при тщательном рассмотрении значений оценки. Вот ряд моментов, которые полезно иметь в виду.
1. Текущая оценка. План оценки тренинговой деятельности должен распространяться на весь процесс, а не приурочиваться к его завершению, превращаясь в периферийную деятельность. Оценивание, предусматриваемое планом проведения тренинга, должно осуществляться до, в течение и после реализации тренинговой программы. Такая интегрированная тактика оценивания позволяет определить содержание и методы тренинга, а также те цели и содержание оценивания, которые осуществляются, если это необходимо, в ходе различных стадий (например, планы оценки до и после проведения тестов).
2. Тренинг, ориентированный на достижение результата. Тренинговая программа в большей мере окажет воздействие на участников, если она нацелена на получение желаемых и значимых результатов. Тренинговый план – непосредственный продукт предвосхищения тренером желаемых результатов.
3. Оценивание на основе множества источников. Как только индивиды, группы и организации ощутят воздействие на себе тренинговой программы, методы оценивания следует обратить на различные источники обратной связи. Участники непосредственно предоставляют обратную связь, касающуюся уместности и полноценности процесса обучения, консультируемые оценивают тренинговые программы, сравнивая получаемые результаты с профессиональными запросами и целями, а тренеры интроспективно рассматривают деятельность и план тренинга, чтобы оценить свои методы и решения.
4. Деятельность, предполагающая долгосрочный эффект. Тренинговые программы расточительны, если они представляют собой отдельные или изолированные действия, незначительно связанные с деятельностью участников тренинга. Наоборот, тренинговые вмешательства должны быть перспективны и направлены на решение проблем. В самом деле, валидным показателем успеха тренинговой программы является степень ее воздействия на поведение обучающихся в будущем и их эффективность в разрешении задач, с которыми они столкнутся.
Формирование команды. Параметры функционирования команды. Эффективные команды обладают структурой, которая способна противостоять раздробленным действиям, характерным для простого собрания людей [10, 11]. Кроме того, они не возникают случайно или хаотично. Чтобы формировать команды, консультантам необходимо знать, какими особенностями они обладают. В профессиональной литературе [11, 12] описан целый ряд таких характеристик.
1. Индивидуализм против синергии команды. Чрезмерный индивидуализм, характеризуемый обособленными интересами и действиями отдельных членов группы, препятствует командной работе. Если входящие в состав группы люди занимаются своими делами или преследуют индивидуальные, а не командные цели, потенциал группы уменьшается. Когда энергия отдельных ее членов становится командной синергией, потенциал команды неограничен. В этом случае целое больше, чем сумма его частей. Результат команды превышает сумму вкладов, вносимых отдельными ее членами.
|
|
2. Злоупотребление властью против командного лидерства. Чрезмерноавторитарные руководители злоупотребляют своей властью (способность одного члена группы влиять на других, заставляя вести себя так, как это нужно тем, кто использует рычаги власти), нарушая гармонию участия отдельных членов и снижая творческий потенциал команды, что в конечном счете ухудшает ее работу. Когда групповые отношения выстроены негибко или жестко иерархичны, это приводит к нарушению принципов индивидуальной автономии и равенства. В успешно и эффективно работающих командах лидерство не является однонаправленным процессом, характеризуемым как принуждение. И явные, и неявные лидеры обязаны разделять и поддерживать философию команды. Специфику командной работы должны ясно представлять себе и те, кто находится на самом высоком уровне организации, поскольку члены группы исходят из того, что совместная работа – это ожидаемая норма организационного поведения.
3. Межличностный конфликт против сотрудничества. Неправильное восприятие и неэффективная коммуникация приводят к групповому конфликту. Если противостояниями не удается управлять, это становится разрушительным и создает чрезмерную напряженность. Конфликт также ведет к возникновению стрессов и снижает вероятность посредничества. Эффективно действующие команды всегда готовы к появлению конфликта. Дух команды силен, и она может продвигать одновременно различные идеи или действия. Конфликты предоставляют возможность решить имеющиеся проблемы и помогают сотрудничеству. Каждый член команды разделяет общую ответственность за ведение переговоров и устранение межличностных столкновений.
|
|
4. Недоверие против доверия. Доверие – это уверенность членов группы в искренности, правдивости и надежности своих коллег, работающих в интересах группы. Недоверие угрожает командному ядру. Непорядочность и обман потакают росту недоверия среди членов команды, те, в свою очередь, ощущают себя лишенными поддержки и преданными. В эффективных командах культивируется атмосфера доверия и лояльности. Каждый ждет, что другие поведут себя так, что это поможет команде и поддержит достижение имеющихся у нее целей. Поощряются риск и эксперимент, поскольку все входящие в состав команды знают: выражать свои идеи не возбраняется, а только приветствуется. Смысл доверия укрепляет сотрудничество членов команды, позволяя разумно относиться к различиям.
5. Несовместимые цели против командного духа. Неравноценные, противоборствующие цели и неограниченная конкуренция среди членов команды препятствуют эффективной командной работе.
Люди, входящие в эффективные команды, провозглашают общую направленность, разделяют единые цели или выбирают общие объекты деятельности. Самое же важное – понятие командного духа: неосязаемого, коллективного ощущения единства и причастности к команде.
Командный дух очевиден в тех случаях, когда члены команды лояльны и преданы ей, испытывают чувство взволнованности, готовы прийти на помощь команде, постоянно идентифицируют себя с ней и отказываются от индивидуализма [10].
Оценка. Цель оценивания состоит в том, чтобы обозначить слабости группы, ее сильные стороны и потенциальные возможности для командной деятельности. Процессы оценки начинаются с важных вопросов, касающихся самой группы и организации.
Оценивание следует начать с постановки вопросов.
1. Имеется ли организационная поддержка командной деятельности?
2. Получили ли участники организованную подготовку для командной деятельности?
3. Существует ли позитивная система менеджмента, способная изучить климат, определяемый стилем лидерства, принятием решений, планированием, организацией и контролем?
4. Будут ли удовлетворены потребности индивидов и организации?
5. Могут ли члены команды принимать на себя различные функциональные роли?
Независимо от размера группы и ее местонахождения необходимо собирать разными способами информацию о ней. Особенно полезными являются методы наблюдения, привлечение стандартизованного инструментария, а также групповые и индивидуальные интервью. Форма представления информации может быть как качественной, так и количественной.
Качественные данные составляют оценки того, как функционирует команда; они получены благодаря групповым или индивидуальным наблюдениям, отчетам или интервью. Взаимоисключающие качественные переменные могут отражать не проявляемую с очевидностью апатию служащего или наличие нравственных проблем, напряженные рабочие отношения и искаженные каналы коммуникации.
Количественные данные требуют более формальных измерений и, возможно, применения стандартизированного инструментария. Основные показатели (например, снижение производительности или продаж, количество жалоб служащих, показатель оборота) являются дополнительным источником количественной информации, которым пользуются для оценки команды. Стандартизированный инструментарий обеспечивает получение валидной и надежной информации о деятельности команды.