Семинарское занятие № 7 Социальная философия

Опрос по терминам: социум; общность; общество; страта; класс; народ; нация; базис; надстройка; производительные силы; производственные отношения; культура; цивилизация; культурно-исторические типы; эсхатология; провиденциализм; общественно-экономическая формация; кумулятивизм; пассионарность; социальная деятельность; потребность; революция; эволюция; социальная реформа; глобализация;, массовизация.

Изложение теоретического материала:

1. Общество как саморазвивающаяся система.

2. Многообразие подходов к определению смысла, направленности и форм исторического развития.

3. Соотношение культуры и цивилизации.

В первом вопросе раскрывается философский смысл и понимание общества, определяется тип связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа и сущность, определяется понятие система. Следовательно, общество должно быть представлено как сложная и иерархическая структура, включающая в себя различные элементы и уровни. Важно характеризовать различные сферы общества: экономическая, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Дать определения понятиям: производительные силы, производственные отношения, материально-предметная деятельность.

Рассмотрение социальной сферы предполагает исследование таких общностей как: народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. Раскрывая содержание духовной сферы общества, важно представить совокупность смыслов, знаний, ценностей, обнаруживающихся в деятельности общества и людей. Анализируя политическую сферу как взаимодействие субъектов с целью реализации их интересов по поводу власти, следует дать определения следующим элементам данной сферы: политические институты - государство, организации, партии; политические и правовые нормы - конституции, законы, уставы; политические отношения и действия; политическое сознание. Духовная сфера включает в себя все формы общественного сознания: философию, религию, мораль, право, искусство, а также науку, идеологию, образование.

Все сферы жизни общества можно рассматривать как взаимозависимые элементы системы общества, взаимодействующие между собой. Представляя сложнейший комплекс механизмов функционирования общества, необходимо основываться на рассмотрение базовых типах взаимодействия: социальное–природное; социальное-индивидуальное.

Во втором вопросе представляются следующие подходы крешению вопроса о направленности и формах социального развития. Во-первых, цикличность, преобладающее в античной философии (учение Платона о тимократии, олигархии, демократии, тирании; стоицизм); в эпоху возрождения (учение Дж. Вико о смене эпох богов, героев, людей); в XIX веке (учение Ф. Ницше о «вечном возвращении»). Во вторых, прогрессивное развитии: средневековье - эсхатология, провиденциализм (учение Августина Блаженного о борьбе двух царств Божьего и человеческого); эпоха Просвещения (Кондорсе о кумулятивном характере прогресса); (прогрессивное развитие:диалектическая концепция истории Гегеля; учение об общественно-экономических формациях К. Маркса).

Смысл революционного и эволюционного развития может быть представлен через сопоставление марксистской революционной теории и эволюционных учений А. Тойнби, П. Сорокина, П. Тейяр-де-Шардена.

Отвечая на третий вопрос, важно отметить то, что к соотношению понятий культура и цивилизация существует три основных подхода: цивилизация – это высший этап развития культуры (К. Маркс, Ф.Энгельс). Согласно второму подходу культура и цивилизация не разделяются (А. Тойнби - теория локальных цивилизаций-культур, вызов-ответ, Н.Я. Данилевский культурно-исторические типы) В учениях О. Шпенглера (локальные типы культур, культурный пессимизм), Х. Ортеги-и-Гассета (средний человек, омассовление); теоретики Франкфуртской школы (Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе) цивилизация представляется как гибель культуры.

Темы дискуссий:

1. Социальное развитие прогрессивно или регрессивно?

2. Может ли человек жить в обществе и быть свободным от него?

3. Социальное неравенство – источник несправедливости и разрушения или условие развития?

  1. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Литература:

1. Налётов И. З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА, 2008. – 400с

2. Алексеев, П.В. История философии – М: Проспект, 2009. -240с

3. Моиссева, Н. А., Сороковикова В. И. Философия: краткий курс –СПб.: Питер, 2008. – 352с.

4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов – М.: Логос, 2007. – 376с.

5. Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА, 2007 -576с.

6. http: //philosophy.ru/ Философская библиотека.

7. http: //filosofia.ru/ Библиотека философии и религии

8. http: //lib.ru/FILOSOF/ Философский раздел в библиотеке Максима Мошкова.

9. http: //velikanov.ru/ philosophy/ История философии. Энциклопедия.

10. http: //ksana-k.narod.ru/Book/ FILOSOF/main.html Философский словарь. Основные философские учения, концепции и их представители.

11. Мультимедийные ресурсы: https://books.atheism.ru/gallery

12. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия (электронный учебник). – М., Кнорус, 2010


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: