Семинарское занятие № 10 Философия техники

Основные термины: артефакт, орудие, средство, техника, технология, технократия, технофобия, т ехницизм; техносферу.

Изложение теоретического материала:

  1. Природа техники. Этапы развития техники.
  2. Возникновение философии техники. Основные направления в философском осмыслении техники: инженерное и гуманитарное.
  3. Противоречия техногенной цивилизации.
  4. Проблемы ответственности инженера.

В рамках первого вопроса необходимо представить сущностные характеристики техники. Прежде всего, следует указать на то, что техника есть нечто искусственно созданное (артефакт). Важно отметить, что процесс создания техники основывается на существовании определенного рода знаний и особой организации деятельности (индивидуальная деятельность мастера или сложные организации коллективной деятельности). Предназначение техники заключается в том, что она является "инструментом", используется как средство, орудие, удовлетворяющее человеческую потребность. Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы Эволюция технического развития сопряжена с тем, что техника превращается в самостоятельный мир, автономную реальность. В современном мире техника неотделима от широко понимаемой технологии. Понятие технологии расширяется, поскольку технология рассматривается не только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими (организационной, ресурсной, т.д.), но и как совокупность принципов, образующих своего рода " техносферу ", состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

Второй вопрос: впервые словосочетание «философия техники» возникло в XIX веке. Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации — становится предметом систематического изучения. Философия техники рассматривает последнюю как глобальное явление – исследуется феномен техники в целом, его внутреннее развитие, место в общественном развитии в целом, а также как широкую историческую перспективу. В процессе представления двух направлений в осмыслении техники инженерного и гуманитарного следует представить оригинальные концепции Э.Каппа, Ф.Дессауэра, М.Хайдеггера; К.Ясперса; Х. Ортеги-и-Гассета. Учения русских философов Н. Федорова, Н. Бердяева.

В третьем вопросе необходимо указать на то, что техника по своей сути – это нечто противостоящее природе и человеку. Вместе с тем с техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Благодаря технике человек может контролировать и проецировать развитие природных и социальных миров. Вместе с тем возникает задача преодоления последствий собственных действий. Сциентизм и технократизм, привели в настоящий момент человечество к глобальным проблемам (Римский клуб, учение об информационном обществе О. Тоффлера).

Отвечая на четвертый вопрос, следует обратить внимание на то, инженерная этика вырабатывает этические нормы, регулирующие его профессиональную деятельность. К числу ее норм относятся: необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда (особый случай в этом отношении – военная техника); определенные формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники. Особое значение в современном мире имеет категория ответственности (инженер должен отвечать за результаты своей профессиональной деятельности). Важно отметить, что в условиях глобализации понятие ответственности расширяется: от специальной к общечеловеческой.

Темы дискуссий:

1) Ограниченность позиций технократов и технофобов

2) Инструментальная рациональность: плюсы и минусы

3) Обладает ли техника «демонической силой»?

Литература:

1. Налётов И. З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА, 2008. – 400с

2. Алексеев, П.В. История философии – М: Проспект, 2009. -240с

3. Моиссева, Н. А., Сороковикова В. И. Философия: краткий курс –СПб.: Питер, 2008. – 352с.

4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов – М.: Логос, 2007. – 376с.

5. Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА, 2007 -576с.

6. http: //philosophy.ru/ Философская библиотека.

7. http: //filosofia.ru/ Библиотека философии и религии

8. http: //lib.ru/FILOSOF/ Философский раздел в библиотеке Максима Мошкова.

9. http: //velikanov.ru/ philosophy/ История философии. Энциклопедия.

10. http: //ksana-k.narod.ru/Book/ FILOSOF/main.html Философский словарь. Основные философские учения, концепции и их представители.

11. Мультимедийные ресурсы: https://books.atheism.ru/gallery

12. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия (электронный учебник). – М., Кнорус, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: