В процессе подготовки к деловым мероприятиям (совещанию, докладу и др.), с целью самообразования и саморазвития возникает необходимость в оперативном поиске нужной информации. Весьма часто при этом обращаются к литературным источникам. Наиболее характерные этапы и действия при этом:
• поиске нужной информации в соответствующих справочных изданиях (энциклопедиях, словарях);
• нахождении интересующего вопроса в соответствующих учебниках и учебных курсах;
• работе с информационными и библиографическими изданиями;
• поиске нужной литературы путем просмотра соответствующих каталогов в читальных залах крупных библиотек; при этом начинать следует с систематических каталогов, а затем переходить к алфавитно-предметным указателям.
Наиболее характерные цели «утилитарного» чтения:
• получение общего знакомства с книгой;
• понимание сути концепции автора;
7.7. Самоменеджмент
, критический анализ прочитанного материала;
, извлечение наиболее ценной информации, выписки нужного материала;
|
|
• усвоение прочитанного материала в учебных целях (например, в ходе
подготовки к экзамену);
а группировка и классификация прочитанного материала;
• необходимость интерпретации, комментирования прочитанной книги;
• чтение с целью подготовки выступления, доклада;
• необходимость рецензирования прочитанного материала.
Для каждого конкретного случая процедура и приемы деятельности в ходе чтения будут отличаться. В одних случаях (получение общего знакомства с книгой) скорость чтения должна быть максимальной, в других (например, в случае редактирования) — главное не быстрота, а критическое осмысление прочитанного. Поэтому всякий раз, приступая к чтению книги, статьи, деловой бумаги, необходимо поставить вопрос: каковы цели вашей работы? В зависимости от этого следует конструктивно отобрать приемы средства, а также определить скорость чтения.
Для лучшего осмысления какой-то проблемы не следует сразу искать ответ в книгах. Лучше начать с собственных размышлений, чтобы развить независимый, оригинальный подход к решению той или иной проблемы. После этого необходимо обратиться к соответствующей литературе. Для понимания сложного текста необходимо прочитать его не один раз.
Первое чтение дает возможность уловить цели и общий ход мыслей автора.
Второе — позволяет взглянуть на прочитанное более критично и углубиться в его суть.
В третий раз будет полезным сделать выписки, выводы по прочитанному материалу. При чтении важно иметь в виду, на что вы опираетесь на: память, логику или интуицию. Чем больше интеллектуальных, эмоциональных качеств задействовано в процессе чтения, тем оно активнее и продуктивнее.
|
|
Для углубленного понимания специальной литературы важно систематически использовать справочники и словари. Чем больше новых понятии в ходе чтения будет усвоено, тем оно продуктивнее, тем больше возможностей понять сложный текст.
Критическое отношение к прочитанному начинается с постановки во-Роса самому себе: насколько убедительно то, что излагает автор? Нельзя и то же самое изложить доказательнее, эмоциональнее, интереснее?
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
Необходимо сравнить то, что только что прочитано, с тем, что вы читали раньше. Какая из прочитанных книг на эту тему импонирует больше и почему? Полезно обсудить прочитанный материал с человеком, чья позиция вам интересна. Целесообразно также свои критические мысли, суждения о прочитанном материале записать сразу же по прочтении книги.