Одним из ярких показателей успешности менеджмента и всей организации является самомотивация сотрудников — их способность во многих сложных и ответственных ситуациях длительное время обходиться без внешнего положительного подкрепления. Часто для таких людей главным стимулом является самореализация, соответствующая их «карте мотиваторов», которая означает свой для каждого человека набор личных приоритетов. С одной стороны, это может быть удобно руководителю: ему не надо прикладывать значительных усилий для дополнительной мотивации; но с другой — сотрудник часто становится плохо управляемым, особенно при частичной или полной потере интереса к работе, он Легко покидает компанию в ситуации, когда самореализация становится невозможной.
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
Существуют некоторые управленческие приемы, способствующие развитию навыков самомотивации у сотрудника таким образом, что они будут играть в его жизни положительную роль.
Установки человека: позитив — негатив
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, не привычным для человека углом зрения. В классическом примере оптимист видит стакан с водой наполовину заполненным, пессимист же считает его наполовину пустым. Зная, какая установка для сотрудника является приоритетной — позитивная «стремление» или негативная «избегание», — вполне возможно частично спрогнозировать его действия в той или иной ситуации. Руководители с помощью специальных приемов могут влиять на формирование положительного восприятия действительности у подчиненных, развивать у них умение видеть другую сторону событий.
Рефрейминг может строиться по нескольким принципам:
• позитивное переформулирование сообщений: «Мы даем тебе дополнительный проект, чтобы ты мог проявить себя и доказать свою способность к дальнейшему росту». Это произносится вместо следующего: «Ты получаешь дополнительную нагрузку за те же деньги»);
• выявление преимуществ любой ситуации или каждого качества человека, использование в формулировках слова «зато»: «Он медлителен, зато тщательно все проверяет и не допускает ошибок»;
• постановка факта или ситуации в выгодный для сравнения ряд: «Наш отдел загружен гораздо меньше, чем бухгалтерия», «Ты сейчас делаешь эту работу быстрее, чем три месяца назад»;
• использование контрастов со словом «или»: «Лучше, если я пообещаю тебе необходимые средства или скажу о реальных ресурсах, которые могу гарантировать?»
Использование рефрейминга ни в коем случае не подразумевает обмана: все факты, характеризующие иную сторону события, явления или качества человека, обязательно должны соответствовать действительности. Желательно, чтобы руководители, рекомендуя этот прием сотрудникам, показывали также его преимущества для самомотивации.
Практика показывает, что люди, которые регулярно используют такой прием, значительно более удовлетворены и счастливы, причем не только на работе, но и в личной жизни. 314
7.7. Самоменеджмент