Навыки решения проблем

«Problem solver» (в переводе с английского — «решатель проблем»)
_ ЭТо понятие, означающее человека, который из многих различных ва­
риантов действий выбирает именно тот, который приводит к успешному
решению стоящей перед ним задачи. К сожалению, некоторые люди
предпочитают создавать видимость действий, избегать проблемы или
конфликты; в критической ситуации они начинают паниковать или пере­
кладывать ответственность на других. Но из любой тупиковой ситуации
всегда можно найти выход. Склонность человека к самостоятельному, ак­
тивному и ответственному решению проблем — одно из важнейших ка­
честв, необходимых в бизнесе, которое позволяет руководителю в высо­
кой степени оказывать доверие подчиненному. Это свойство личности
дополнительно мотивирует самого сотрудника благодаря самостоятель­
ности при достижении результата.

Чтобы сформировать успешную модель поведения, руководитель в процессе управления и мотивации может предпринять следующие дей­ствия:

• делегировать подчиненным полномочия и ответственность и контро­лировать их дальнейшую деятельность;

• привить работникам необходимые навыки решения сложных и кон­фликтных ситуаций;

• зная мотивы каждого сотрудника, «привязать» самостоятельное ре­шение возникающих проблем к одному или нескольким из них. На­пример, для человека стимулом является похвала, следовательно, ру­ководителю нужно одобрять действия сотрудника больше всего именно тогда, когда он берет на себя инициативу в решении пробле­мы. Если мотиватор — результат, желательно связывать его достиже­ние с поиском выхода из сложной ситуации; если интерес — то пока­зать, насколько занимателен и вариативен путь выхода из конфликтов и принятия решений для преодоления проблем;

• предоставить алгоритм действий: при возникновении сложной ситуа­ции сообщить о ней руководителю, предложить варианты выхода из нее, проанализировать вероятность успеха каждого из них и только после этого узнать мнение руководителя. Такой подход приучает сотрудников к самостоятельности и формированию чувства ответст­венности за результат своих действий. Кроме того, он дает им абсо-


Глава 7. Личность и авторитет менеджера

лютно необходимый в бизнесе навык — решать проблемы, а не избе­гать их.

При решении тяжелых ситуаций главной установкой, руководством к действию, должна быть «обращенность к будущему». Нет смысла зада­ваться вопросом, касающимся прошлого: «Кто виноват?»; гораздо важнее и продуктивнее спрашивать себя: «Что делать?». Одна из типичных оши­бок людей, находящихся в сложном положении, — длительный анализ прошлого. Однако оно необратимо и при «зависании» в нем у человека возникает ощущение безысходности, невозможности реально что-то из­менить в лучшую сторону. Прошлое должно интересовать ровно настоль­ко, насколько оно может повлиять на будущее: важно не искать причину неправильных действий сотрудника и осуждать его за это, а все усилия направлять на анализ и улучшение ситуации, на формирование таких об­стоятельств, при которых не возникнет оснований для плохого поступка и повторение ошибки будет невозможным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: