«Problem solver» (в переводе с английского — «решатель проблем»)
_ ЭТо понятие, означающее человека, который из многих различных ва
риантов действий выбирает именно тот, который приводит к успешному
решению стоящей перед ним задачи. К сожалению, некоторые люди
предпочитают создавать видимость действий, избегать проблемы или
конфликты; в критической ситуации они начинают паниковать или пере
кладывать ответственность на других. Но из любой тупиковой ситуации
всегда можно найти выход. Склонность человека к самостоятельному, ак
тивному и ответственному решению проблем — одно из важнейших ка
честв, необходимых в бизнесе, которое позволяет руководителю в высо
кой степени оказывать доверие подчиненному. Это свойство личности
дополнительно мотивирует самого сотрудника благодаря самостоятель
ности при достижении результата.
Чтобы сформировать успешную модель поведения, руководитель в процессе управления и мотивации может предпринять следующие действия:
• делегировать подчиненным полномочия и ответственность и контролировать их дальнейшую деятельность;
|
|
• привить работникам необходимые навыки решения сложных и конфликтных ситуаций;
• зная мотивы каждого сотрудника, «привязать» самостоятельное решение возникающих проблем к одному или нескольким из них. Например, для человека стимулом является похвала, следовательно, руководителю нужно одобрять действия сотрудника больше всего именно тогда, когда он берет на себя инициативу в решении проблемы. Если мотиватор — результат, желательно связывать его достижение с поиском выхода из сложной ситуации; если интерес — то показать, насколько занимателен и вариативен путь выхода из конфликтов и принятия решений для преодоления проблем;
• предоставить алгоритм действий: при возникновении сложной ситуации сообщить о ней руководителю, предложить варианты выхода из нее, проанализировать вероятность успеха каждого из них и только после этого узнать мнение руководителя. Такой подход приучает сотрудников к самостоятельности и формированию чувства ответственности за результат своих действий. Кроме того, он дает им абсо-
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
лютно необходимый в бизнесе навык — решать проблемы, а не избегать их.
При решении тяжелых ситуаций главной установкой, руководством к действию, должна быть «обращенность к будущему». Нет смысла задаваться вопросом, касающимся прошлого: «Кто виноват?»; гораздо важнее и продуктивнее спрашивать себя: «Что делать?». Одна из типичных ошибок людей, находящихся в сложном положении, — длительный анализ прошлого. Однако оно необратимо и при «зависании» в нем у человека возникает ощущение безысходности, невозможности реально что-то изменить в лучшую сторону. Прошлое должно интересовать ровно настолько, насколько оно может повлиять на будущее: важно не искать причину неправильных действий сотрудника и осуждать его за это, а все усилия направлять на анализ и улучшение ситуации, на формирование таких обстоятельств, при которых не возникнет оснований для плохого поступка и повторение ошибки будет невозможным.