Оценка конкурентоспособности

На первом этапе определения конкурентного положения ООО «АЛЬТ-Икс» на рынке, необходимо провести анализ его участников по ключевым факторам успеха (в баллах от 1 до 5) [15,с.110].

Оценка ключевых факторов успеха дана на основе анализа макро-внешней среды:

- широта ассортимента;

- широта охвата географических рынков;

- рациональность построения каналов сбыта;

- цена товара;

- качество товара. Сведём полученные данные в таблицу 3.

Таблица 3

Оценка деятельности прямых конкурентов ООО «АЛЬТ-Икс» по критериям

  Показатели Продавцы лакокрасочной продукции, строительных и отделочных материалов Выборгского района г.Санкт-Петербурга
ООО «АЛЬТ-Икс» ЗАО «Сатурн» ООО «Лидер ЛКМ» ООО «Экобалт»
Широта ассортимента        
Широта охвата географических рынков        
Рациональность построения каналов сбыта        
Цена товара        
Качество товара        
Средний балл: 4,6   4,8 4,2

Из таблицы 3 видно, что самым сильным прямым конкурентом является ЗАО «Сатурн».

На втором этапе определения конкурентного положения ООО «АЛЬТ-Икс» на рынке, необходимо провести анализ его участников по ключевым факторам успеха (в баллах от 1 до 5), исходя из экспертной оценки веса (значимости каждого фактора, вес всех факторов равен единице) [15,с.113].

Определение конкурентного положения ООО «АЛЬТ-Икс» представлено в таблице 4.

Таблица 4

Определение конкурентного положения ООО «АЛЬТ-Икс»

  Показатель – ключевой фактор успеха   Вес qi Экспертная оценка Взвешенная оценка
Альт-Икс ai Сатурн ai Лидер ЛКМ ai Эко- балт ai АЛЬТ-Икс qi*ai Са- турн qi*ai Лидер ЛКМ qi*ai Экобалт qi*ai
Ассор- тимент 0,2         0,8 1,0 1,0 0,8
Охват рынков 0,3         1,5 1,5 1,5 1,2
Система сбыта 0,3         1,2 1,5 1,5 1,2
Цена товара 0,1         0,5 0,5 0,4 0,3
Качество товара 0,2         1,0 1,0 1,0 0,6
ИТОГО: 1,0         5,0 5,5 5,4 4,1

Общая, взвешенная оценка в таблице 4 показывает, что основным конкурентом ООО «АЛЬТ-Икс» является ЗАО «Сатурн», конкурентная позиция которого на 0,5 балла выше, чем у объекта исследования.

Для изучения рыночной ситуации, в которой работает ООО «АЛЬТ-Икс» необходимо провести «SWOT»-анализ, который позволит выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. При проведении этого вида анализа необходимо учитывать следующее, что сильные и слабые стороны – это внутренние черты фирмы, ей подконтрольные, а возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и не зависят от влияния организации. Сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам могут считаться таковыми только в том случае, если их так воспринимают клиенты.

Результаты «SWOT»-анализа ООО «АЛЬТ-Икс», выявляющего сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы [13,с.127], представлены в таблице 5.

Таблица 5

Матрица «SWOT» ООО «АЛЬТ-Икс»

  Внешняя среда Внутренняя среда Возможности: 1. Рост объема строительных и отделочных работ 2. Рост средних доходов населения 3. Возможность выхода на новые рынки Угрозы: 1. Высокий уровень конкуренции 2. Рост инфляции 3. Снижение покупательской способности населения 4. Снижение требования покупателей к качеству продукции
Сильные стороны: 1. Широкий охват географических рынков 2. Рациональное построение каналов сбыта 3. Высокий уровень качества товаров Оценка в баллах: 1,5 1,2 1,0 Поле СиВ Сила и возможности Поле СиУ Сила и угрозы
Слабые стороны: 4. Неполный ассортимент товаров 5. Высокий уровень цен Оценка в баллах: 0,8 0,5 Поле СЛВ Слабости и возможности Поле СЛУ Слабости и угрозы

Проведем анализ силы бизнеса ООО «АЛЬТ-Икс» и оценим положение ООО «АЛЬТ-Икс» среди конкурентов и результаты представим в таблице 6.

Таблица 6

Определение силы бизнеса

Сильные стороны Слабые стороны
Широкий охват географических рынков Рациональное построение каналов сбыта Высокий уровень качества товаров Неполный ассортимент товаров Высокий уровень цен на товары
Возможности Угрозы
Рост объема строительных и отделочных работ Рост средних доходов населения Возможность выхода на новые рынки Высокий уровень конкуренции Рост инфляции Снижение покупательской способности населения Снижение требования покупателей к качеству товаров

Исходя из данных таблиц 5-6 и итогов анализа сильных и слабых сторон (см. таблица 6) ООО «АЛЬТ-Икс» занимает 3-е место на исследуемом сегменте рынка продавцов лакокрасочной продукции, строительных и отделочных материалов Выборгского района г.Санкт-Петербурга (см. таблица 5). При рассмотрении ключевых факторов успеха необходимо обратить внимание на невысокий показатель полноты ассортимента и высокий уровень цен на реализуемые товары ООО «АЛЬТ-Икс».

Руководствуясь результатами «SWOT» – анализа, можем делать вывод, что основными конкурентными преимуществами ООО «АЛЬТ-Икс» является: во-первых: выгодное месторасположение, обеспечивающее постоянный приток оптовых покупателей; во-вторых: расположение складов в непосредственной близости к офису, что позволяет снизить издержки по доставке товаров; в-третьих: высокое качество и привлекательный уровень цен на товары, и, в-четвёртых: налаженная система учёта товаров, и развитая материально-техническая база.

Для усиления позиций на рынке, предприятию следует сосредоточить усилия на улучшении ассортиментной политики и повышении уровня качества обслуживания покупателей, организации системы заказов при пополнении запасов товаров и системы плановых мероприятий по их продвижению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: