Классификация автомобильных материалов

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СЕРВИСА

Специальность: Сервис (Автосервис)

Дисциплина: Эксплуатационные материалы

ЛЕКЦИЯ № 1

Тема: ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НЕМЕТАЛИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Санкт-Петербург


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Классификация автомобильных материалов2. Резинотехнические изделия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Костенко В.И. и др. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СЗТУ Эксплуатационные материалы, 2005, -165 с.

Дополнительная:

1. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебное пособие. Москва: Изд. ц. «Академия», 2003.

2. Сафонов А.С., Ушаков А.И., Юсковец Н.Д. Автомобильные эксплуатационные материалы. СПб.: Гидрометиздат,.1998.

3. Мотовилин Г.В., Масино М.А., Суворов О.М. Автомобильные материалы. М: Транспорт. 1989.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Эксплуатационные материалы» обеспечивает преемственность знании предшествующих фундаментальные и общетехнических дисциплин: химии, физики, теоретической и прикладной механики, а также ряда специальных дисциплин, связанных с изучением конструкции автомобиля. Знания, полученные при изучении названной дисциплины, являются основой для последующего изучения курсов по поддержанию и восстановлению работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта в процессе его эксплуатации, экономики автотранспортных предприятий, безопасности жизнедеятельности, а также ряда других дисциплин, входящих в массив знаний соответствующих специальностей.

Основная задача дисциплины заключается в технико - экономическом обосновании целесообразности и эффективности использования автомобильных материалов в процессе эксплуатации, обслуживания и ремонта автомобилей.

Изучение дисциплины предусмотрено учебными планами специальности 100101.

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Дисциплина «Эксплуатационные материалы» рассматривает широкий круг вопросов, связанных с использованием различных автомобильных материалов. Достаточно отметить, что в среднем автомобили насчитывают свыше 2 тысяч деталей различного наименования, изготовленных из конструкционных материалов как металлических, так и неметаллических. Кроме того, для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии в процессе технического обслуживания и ремонта применяют различные технологические материалы: клеящие материалы, лакокрасочные покрытия и др. Для непосредственного функционирования автомобиля с целью выполнения его главного предназначения - автомобильных перевозок (грузов и пассажиров) -необходимы эксплуатационные материалы: топлива, смазочные материалы, технические жидкости.

Из конструкционных неметаллических материалов наибольшее практическое применение находят пластмассы н резинотехнические изделия, подробные сведения о которых будут изложены в последующих разделах. Остановимся кратко на древесных материалах и технических стеклах.

Благодаря ценным свойствам древесины и большим лесным ресурсам Российской Федерации (до 25 % общей лесной площади мира), древесные материалы находят достаточное применение в качестве конструкционных в виде досок, брусьев и фанеры для изготовления грузовых платформ и некоторых деталей кузовов и кабин автомобилей. Физико-механические свойства древесины характеризуются многими показателями такими, как твердость, влажность, сопротивление сжатию, растяжению и изгибу. Одним из важных показателей качества древесных материалов является влажность. Для изготовления деталей автомобиля нз древесных материалов применяют, главным образом, ель и сосну с влажностью не более 12...15 %.

Из неорганических технических стекол, которые применяются для остекления автотранспортных средств, наибольшее распространение получили триплексы и закаленные стекла. Важнейшими специфическими свойствами неорганических стекол являются их оптические свойства: светопрозрачность, отражение, рассеяние и преломление света. Обычное листовое стекло пропускает до 90 %, отражает S % и поглотает около 1 % видимого света, ультрафиолетовое излучение поглощается почти полностью. С целью повышения физико-механических свойств стекол применяют закалку, которая заключается в нагреве стекла до температуры порядка 425...600°С с последующим быстрым и равномерным охлаждением в потоке воздуха или масла. При этом сопротивление статическим нагрузкам увеличивается в 3...6 раз, а ударная вязкость в 5...7 раз. В зависимости от химического состава стеклообразующего вещества стекла подразделяются на силикатные, алюмосиликатные. боросиликатные и др. Наибольшее применение для остекления автотранспортных средств находят силикатные стекла. Силикатные триплексы, которые применяют, главным образом, для лобовых стекол автомобиля, представляют собой два листа закаленного стекла (толщиной 2...3 мм), склеенных прозрачной эластичной полимерной пленкой. При разрушении триплекса образовавшиеся неострые осколки удерживаются на полимерной пленке.

Представленные технологические материалы служат, как отмечалось, для поддержания и восстановления работоспособности подвижного состава в ходе соответственно текущего (ТР) н капитального (КР) ремонтов двигателей и силовых агрегатов автомобилей. Подробные сведения о технологических материалах будут, как отмечалось, изложены ниже в соответствующем разделе.

Заключительный раздел настоящего учебного пособия посвящен таким эксплуатационным материалам, как: топливо, смазочные материалы и технические жидкости (охлаждающие, тормозные и др.). определяющим функциональную принадлежность подвижного состава при выполнении автомобильных перевозок в зависимости от конструктивных особенностей различных видов автомобильного транспорта. Классификационная схема автомобильных материалов представлена на рис. 1.

 
 


Рис. 1. Классификационная схема автомобильных материалов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: