В этом разделе необходимо сделать анализ приспособленности элементов системы к техническому обслуживанию (ТО).
Эксплуатационная технологичность элемента характеризуется доступностью, взаимозаменяемостью, легкосъемностью, контролепригодностью и другими показателями.
Для определения показателей эксплуатационной технологичности разрабатываем технологическую карту замены наименее надежного элемента, т.е. обратного клапана (табл. №3), в которой указываем содержание общих операций и трудовых затрат на их выполнение.
Содержание операций и трудовые затраты находим в технологических указаниях по выполнению регламентных работ по техническому обслуживанию.
Таблица №3
Технологическая карта замены обратного клапана на самолете Ту-154
| Содержание операций | Инструмент, оборудование | Трудоемкость, чел.ч | ||
| подготовительных, заключительных работ | основных работ по замене обратного клапана | |||
| Подобрать инструмент | Набор инструментов | 0,15 | ||
| Подготовить рабочее место | 0,20 | |||
| Снять панель | Отвертка | 0,30 | ||
| Ослабить хомут крепления трубопровода | Отвертка, плоскогубцы | 0,25 | ||
| Отсоединить от трубопровода перемычку металлизации | 0,20 | |||
| Извлечь клапан из трубопровода | Ключ накидной, отвертка | 0,60 | ||
| Монтаж обратного клапана | Ключ, отвертка | 0,80 | ||
| Подсоединить перемычку металлизации | 0,15 | |||
| Затянуть хомут крепления трубопровода | Плоскогубцы, отвертка | 0,15 | ||
| Закрыть панель | Отвертка | 0,20 | ||
| Убрать рабочее место | 0,15 | |||
| Показать инструмент | ||||
| Предъявить работы ОТК и оформить документацию | 0,20 | |||
| Всего: | 1,95 | 1,4 | ||
Доступность к элементу при техническом обслуживании характеризуется коэффициентом доступности Кд, определяемым по формуле:

где: Тп.з. - средняя трудоемкость подготовительных и заключительных работ во время ТО;
Тосн. - средняя трудоемкость выполнения основных работ во время ТО.
Взаимозаменяемость элементов системы характеризуется коэффициентом взаимозаменяемости Кв, определяемым по формуле:

где: Тп - средняя трудоемкость подгоночных, проверочных или регулировочных работ при замене элемента;
Тм - средняя трудоемкость демонтажно-монтажных работ при замене элемента.
Расчет коэффициентов доступности и взаимозаменяемости следует выполнять для двух наименее надежных элементов системы. У нас менее надежным блоком является блок II в котором находится самый менее надежный элемент системы – обратный клапан с вероятностью безотказности работы равной 0,9992. Также менее надежным является подкачивающий насос двигателя в блоке IV. Просчитываем для этих двух элементов коэффициенты.
Обратный клапан:
= 1-
= 0,78.
= 1-
= 0,22.
Видим, что наш обратный клапан имеет не плохой коэффициент доступности, но не идеальный.






