double arrow

Учебная деятельность. В фундаментальном исследовании, посвященном изучению об-Щей способности к учению дошкольников с ЗПР

В фундаментальном исследовании, посвященном изучению об-Щей способности к учению дошкольников с ЗПР, выполненном У. В.Ульенковой (1994), выделены основные параметры сформи­рованное™ полноценной произвольной деятельности учебного типа.

В мотивационном компоненте:

интерес ребенка к заданию;

особенности эмоционального отношения к процессу и резуль­тату деятельности;

эмоциональное отношение к возможному продолжению дея­тельности.


Таблиц a I

1 Распределение дошкольников по уровням игровой деятельности (в %)|

Тип игры Количество детей
нормально развивающиеся с ЗПР умственно отсталые
Манипулятивно-процес-суальная   13,2  
Процессуальная с элементами сюжета   34,0  
Сюжетно-ролевая   52,8  
Игры по правилам      

В регуляционном компоненте:

степень полноты принятия задания;

степень сохранения его до конца деятельности;

качество самоконтроля по ходу выполнения задания;

качество самоконтроля при оценке результата деятельности< способен ли критически оценить результат своего труда, обосг вать оценку.

В ориентировочно-операционном компоненте:

особенности программирования ребенком предстоящей де тельности;

особенности вербализации задания (свидетельствующей об ос знании общей цели, средств и способов его выполнения);

уровень выполнения и осознанности действий.

В зависимости от сочетания вышеуказанных компонентов 6i выделены 5 уровней общей способности к учению от самого в| сокого, первого, до самого низкого, пятого.

Для изучения общей способности к учению детям предъяв лись задания учебного типа, широко использующиеся в дошкол ных учреждениях: конструирование и рисование по заданному i горитму, сопровождающиеся отражением в речи заданного алг ритма, собственной результативности.

Дети с нормальным развитием показали 1-й и 2-й уровень сг собности. По полученным данным, 83,7% нормально развива щихся дошкольников были отнесены к 1-му, самому высоко! уровню. Эти дети уже на ориентировочном этапе задания свобс но вербализовали цель и алгоритм деятельности, подчиняли ci действия заданной программе, могли дать адекватную оценку лученному результату в сравнении с ожидаемым.

Большинство дошкольников с ЗПР, 88,4%, оказались на уровне и 9,6% на 4-м. Последний, 5-й, фактически предста*


собой уровень нерезультативного реактивного поведения, подчи­ненного лишь общей цели, например рисование флажков, в то вре­мя как остальные параметры: размер, последовательность, цвет — полностью игнорировались.

Для наиболее типичного для детей с ЗПР 3-го уровня были характерны следующие особенности:

позитивные характеристики — осознание общей цели задания и подчинение ей своей деятельности на протяжении всего времени выполнения; попытка использования видимых эталонов (например, цвета) для контроля и оценки результатов своей деятельности;

негативные характеристики — отсутствие положительного эмо­ционального отношения к выполняемой деятельности (готовность в любой момент ее прекратить); вербализация только общей цели при отсутствии вербализации плана деятельности; использование техники бездумного копирования предложенного образца, без осознания логики и средств его достижения; отсутствие способ­ности к адекватной оценке результата своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: