ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ
ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза (см. раздел I), можно выделить закономерности, специфические для данной группы дизонтогенетических расстройств, связанные с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития — недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекцион-но-педагогической помощи и времени ее начала.
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (СУРДОПСИХОЛОГИЯ)
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СУРДОПСИХОЛОГИИ
Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.
Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:
1) выявить закономерности психического развития людей с
нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям,
имеющим сохранный слух, так и специфические;
2) изучить особенности развития отдельных видов познаватель
ной деятельности людей с нарушенным слухом;
3) изучить закономерности развития их личности;
4) разработать методы диагностики и психологической кор
рекции нарушений психического развития людей с недостатками,
слуха;
5) дать психологическое обоснование наиболее эффективных
путей и способов педагогического воздействия на детей и взрос- ;
лых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы,;
интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным;
слухом в общество.