double arrow

Наименование места происхождения товара (географические указания)


1. Всемирная организация интеллектуальной собственности в соответствии со ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. различает «указание происхождения» и «наименование места происхождения». Указание происхождения – это наименование, выражение или знак, посредством которого сообщается страна, регион или конкретное место, где произведен данный продукт или указана услуга. Наименование места происхождения включает в себя название страны, региона или конкретного места, где произведен продукт, специфические свойства или качества которого в существенной мере или полностью обусловлены географическими условиями, иначе говоря, природными и (или) человеческими факторами[88].

В отличие от ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности ст. 22 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности для идентификации товаров использует понятие «географические указания», которые идентифицируют товар как происходящий с территории страны, региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.

И указание происхождения и наименование места происхождения (географического указания) служат для того, чтобы можно было определить, кем и где произведены те или иные продукты или оказаны услуги. Но наименование места происхождения продукта или оказанной услуги говорит, кроме этого, также и о специфических свойствах и качествах, определяемых географическими условиями района, где произведен продукт. В связи с этим, указанием происхождения может служить какое-либо выражение или знак, по которому можно определить географическое происхождение продукта, а наименованием места происхождения всегда может служить только географическое название[89].

Понятие наименования места происхождения содержится в ч. 2 ст. 1024 ГК: «Наименованием места происхождения товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов».




Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта».

Из этого определения вытекает, что наименование места происхождения товара можно использовать для обозначения товара, особые свойства которого зависят от природных условий данной местности (климатических условий, состава почвы, минеральных ресурсов, используемых для изготовления товара и т. п.) или их сочетания с другими факторами (людским фактором – мастерством работников и секретами производства, передаваемыми от поколения к поколению и т. п.). С таким наименованием товара у людей возникают ассоциации об определенных свойствах товара именно потому, что они изготовлены в данном месте (массандровские вина, кубинский ром, рижский бальзам, уральские самоцветы, оренбургские платки).

Примером исторического наименования места происхождения может служить наименование Шампань, Коньяк. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации.

Наименование места происхождения товара, подобно фирме юридического лица или товарному знаку, служит способом индивидуализации товаров, производимых субъектами хозяйствования. Оно близко к товарному знаку, отличается от него следующими особенностями:



· товарный знак – это обозначение (символ), который предложил субъект хозяйствования для индивидуализации своих товаров, не будучи обязанным в выборе его формы. Наименование места происхождения товара точно привязано к определенному месту: названию страны, населенному пункту, местности или географическому объекту;

· товарный знак должен быть новым, для наименования места происхождения товара требование новизны предъявить невозможно;

· товарный знак индивидуализирует его изготовителя, но он не отвечает на вопрос, как место изготовления влияет на особенности товара, его особые свойства, тогда как наименование места происхождения товара показывает, что особые свойства данного товара обусловлены исключительно или главным образом природными условиями и/или иными факторами, характерными для места изготовления товара;

· на одно и то же обозначение (символ), использованное при регистрации товарного знака на соответствующие товары, не может быть зарегистрирован товарный знак несколькими субъектами хозяйствования (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), тогда как указание места происхождения товара может быть одновременно или в разное время зарегистрировано несколькими субъектами хозяйствования как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения одинаковых товаров. Требуется только, чтобы они находились в той же стране, местности, другом географическом объекте, в том же населенном пункте, названия которых используется для обозначения наименования местонахождения товара.

2. Наименование места происхождения товара до принятия нового ГК не охранялось в Республике Беларусь. Теперь оно охраняется. Основанием правовой охраны наименования места происхождения товара является его регистрация патентным ведомством, на основании которой выдается свидетельство о праве пользования указанным наименованием. Порядок и условия регистрации и выдачи свидетельства, признания недействительными и прекращения действия регистрации и свидетельства определяются законодательством о наименовании места происхождения товаров, которое предстоит еще принять.

В Республике Беларусь предоставляется правовая охрана наименований места происхождения товара, находящихся на ее территории (п. 1 ст. 1026 ГК).

Правовая охрана наименования места происхождения товара, находящегося в другом государстве, предоставляется в Республике Беларусь, если это наименование зарегистрировано в стране происхождения товара, а также в патентном ведомстве Республики Беларусь (п. 2 ст. 1026 ГК).

3. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами, как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения товара, обладающего особыми свойствами, которые исключительно или главным образом определяются характерными для этого места природными условиями или иными факторами либо их сочетанием.

4. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе помещать это наименование на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот, но оно не имеет права отчуждать и совершать иные сделки об уступке этого права и предоставлении пользования им на основании лицензии (п. п. 1 и 4 ст. 1025 ГК).

Лицо, добросовестно использовавшее географическое обозначение, тождественное или сходное с зарегистрированным наименованием места происхождения товара, не менее чем за шесть месяцев до даты его первой регистрации сохраняет право на его дальнейшее использование в течение срока, установленного патентным органом, но не менее семи лет, считая с даты указанной регистрации (п. 3 ст. 1025 ГК).

Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство. Этот срок может быть продел по заявлению его владельца, поданному в течение последнего года действия свидетельства, на 10 лет при сохранении условий, дающих право на пользование наименованием. Продление возможно неограниченное число раз (ст. 1027 ГК).

Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, а также организация по защите прав потребителей могут потребовать от того, кто незаконно использует это наименование, прекращения его использования, удаления с товара, его упаковки, бланков и тому подобной документации незаконно используемого наименования или обозначения, сходного с ним до степени слияния, уничтожения изготовленных изображений наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно, – изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков.

5. Хотя ГК Республики Беларусь не устанавливает защиты указания происхождения как объекта интеллектуальной собственности по правилам ст. ст. 1024–1028, его защита возможна по правилам о недобросовестной конкуренции.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: