Лекция 4
Фальсификация
Фальсификация – это действие, направленное на обман покупателя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
При фальсификации обычно подвергаются подделке одна или несколько характеристик товара. В связи с этим выделяются несколько видов фальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, стоимостная, информационная.
Для каждого вида существуют свои способы подделки товаров.
При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товаров его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Заменители – значительно дешевле по сравнению с натуральным продуктом, имеет пониженные потребительские свойства, но идентичны по наиболее характерным признакам.
Качественная фальсификация – подделка с помощью пищевых и непищевых добавок для улучшения аргонолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств или замена товара высшей градации качества низшей.
|
|
Количественная фальсификация – обман потребителей за счет значительных отклонений параметров товаров (масса, объем), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
Причины грубых погрешностей при измерении:
- неправильные методики изменений, к которым относят: неправильная установка весов, применение измерительных приборов с определенным диапазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряемый объект имеет параметры, находящиеся вне установленного диапазона; недостаточная освещенность шкалы измерительного прибора, неправильное расположение товара на измерительном приборе или по отношению к мере.
Стоимостная фальсификация – обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших размеров.
Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Не точно указываются: наименование продукта, страна происхождения товара, фирма-изготовитель, количество товара, срок хранения, годности, время выработки.
Часто подделываются сопроводительные документы.
Виды и средства информации о товарах
Основное назначение информации – информирование потребителей о потребительной стоимости товаров.
Информация облегчает выбор товара и тем самым оказывает влияние на формирование потребительского спроса, выступает посредником между производителем и покупателем, способствует расширению товарного рынка. Кроме основной, информация выполняет такие функции как экономическая, социальная, нравственно-воспитательная.
|
|
Виды товарной информации в зависимости от назначения:
- основополагающая информация – основные сведения о товарах, играющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений; относятся: вид, наименование товара, его сорт, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения (срок годности);
- коммерческая товарная информация – сведения о товарах, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков, продавцов, но малодоступная для покупателей; эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативные документы о качестве товара, ассортиментной классификации продукции по общероссийскому классификатору продукции и торговой номенклатуре внешнеэкономической деятельности (штрих-код);
- потребительская товарная информация – сведения о товарах, предназначенные для создания потребительских предпочтений; эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара, в частности о пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах эксплуатации и использования, безопасности, надежности и т.д.; красочные изображения на товаре или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия товаров потребителями.
Правовую основу информационного обеспечения составляют следующие законы РФ:
- «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования места происхождения товара»
- «О защите прав потребителей»
- «Об информации, информатизации и защите информации»
- «О рекламе»
- «Об упаковке, маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг»