Использование информационных систем в работе социального педагога на современном этапе развития образования

Ведение в курс «Информационные системы в социально-педагогической деятельности».

1. Понятие информационная культура, как составляющая общей культуры. Роль информационной культуры личности в контексте становления и развития информационного общества и реализации идеи непрерывного образования.

2. Использование информационных систем в работе социального педагога на современном этапе развития образования.

3. Проблемы защиты информации.

№1.

Понятие информационная культура, как составляющая общей культуры. Роль информационной культуры личности в контексте становления и развития информационного общества и реализации идеи непрерывного образования.

Важной особенностью современного этапа социально-экономического развития общества является формирование особой области производства, характеризующейся развитием системы информационных технологий. Сегодня информация становится важнейшим глобальным ресурсом человечества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др. и основой новой информационной цивилизации. Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологий, превращением информации в базу всех современных высоких технологий. Наблюдается процесс перехода к эпохе, называемой информатизацией общества, под которой понимается формирование целостных машинизированных информационных технологий, их массовое "встраивание" в социальный организм и использование, ведущее к новым моделям деятельности.

Информационное общество - это объективно возникшая в ходе исторического процесса стадия общественного развития, новое состояние техногенной цивилизации, характеризующееся глобальным информационным пространством, не знающим региональных и национальных границ.Информационное общество формирует и развивает информационную культуру личности - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.Информационная культура личности является необходимым условием существования и развития в информационном обществе.

Компьютерные технологии обеспечивают более высокий уровень информированности человека, а соответственно, его образованности и социальной свободы.

Информационная культура (грамотность и компетентность) - залог успешности будущего специалиста, которая включает в себя широкое использование наряду с ресурсами традиционных источников информации ресурсов виртуальной информационной среды. Речь идет не только о развитии умений и навыков использования информационных компьютерных технологий в учебной деятельности, но и информированность, информационную активность, информационное мировоззрение, обеспечивать в итоге становление культуры непрерывного учения.

Важно понимать, что в условиях высоких темпов информатизации общества в целом разрыв между теми, кто освоил и внедрил компьютерные технологии в свою профессиональную деятельность, и теми, кто оказался вне этого процесса, нарастает стремительно и может оказаться непреодолимым.

Необходимость использования ИКТ во всех видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной, коррекционно-развивающей, организационно-управленческой.

Возникла необходимость создания новых педагогических технологий, направленных на формирование информационного мировоззрения личности, осуществляющей свою деятельность в современной информационной среде, способной эффективно использовать накопленные информационные ресурсы.

Быстрый рост объемов информации породил т.н. «информационный взрыв», следствием которого явился информационный кризис, который заключается в том, что при избытке информации в обществе в целом, отдельная личность испытывает огромные трудности при получении доступа к этой информации и вынуждена преодолевать ряд препятствий, обусловленных законами рассеяния и старения информации, терминологическими, языковыми и другими информационными барьерами.

Знания – проверенный практикой результат познания действительности, основная особенность которого – систематичность, непротиворечивость, объективность. Информация – сведения любого характера, иногда сомнительной достоверности.

В процессе познавательной деятельности мы, так или иначе, сталкиваемся с процессом использования накопленного знания, которое становится ценным лишь тогда, когда становится доступным широкому кругу пользователей.

Информационные технологии - совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

К современным ИТ относят:

- развитие глобальных информационных систем;

- внедрение систем автоматизированной обработки информации;

- развитие систем и средств дистанционного доступа;

- развитие систем искусственного интеллекта и т.д.

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии.

В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.
Три основных принципа новой информационной технологии:
- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
- гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.) и т.д.

Информационная технология — совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационная система — человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

Виды информационных систем (по признаку масштабности):

1. Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место.

2. Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использова­ние информации членами рабочей группы.

3. Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать тер­риториально разнесенные узлы или сети.

Оснащение организаций, предприятий, фирм новыми аппаратными и программными средствами, наращивающими возможности компьютера, постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятиями «информационные технологии», которые характеризуются средой, где они осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
- техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
- программная среда (набор программных средств);
- предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

- технологическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Мультимедиа-технологии связаны с процессом создания мультимедиа- продуктов, то есть электронных книг, мультимедиа-энциклопедий, компьютерных фильмов, баз данных и т. д. Характерной особенностью этих продуктов является объединение текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, анимаций. Мультимедиа-технологии положили начало электронной книге – новому типу книги, живые и озвученные страницы которой отображаются на экране дисплея. Одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений является создание энциклопедических изданий - электронных энциклопедий.

Гипермедиа-технологии являются развитием гипертекстовых технологий, представляющих удобные возможности работы с текстами и организации перекрестных ссылок между ними. Практически все современные информационно-справочные системы реализуются в технологии гипертекста.

Глобальные сетевые технологии - наиболее бурно развивающееся направление информатизации общества в целом и образования в частности. Самой больщой глобальной сетью, объединивщей в единое целое тысячи региональных и корпоративных сетей мира, является сеть Интернет - совокупность различных компонентов: электронная почта, электронные учебники, словари, справочники, энциклопедии, телеконференции, чаты и др. Специалисты, благодаря доступу к сетям телекоммуникаций, не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность обшения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной научной работы, обмена разработками и данными.

№ 2.

Использование информационных систем в работе социального педагога на современном этапе развития образования.

Информационное пространство включает в себя образовательную среду, в которой происходит педагогическое взаимодействие объектов и субъектов.

Взаимодействие включает: коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

На современном этапе в контексте информатизации жизнедеятельности общества вообще СПД может осуществляться с помощью компьютерных технологий. Что представляется не только как межличностное общение с помощью сети Интернет, но и как общение человека с компьютером, который обретает некоторые человеческие черты. Таким образом, именно диалог человек - машина является главным отличием электронной коммуникации от устной или документальной. В результате тем или иным образом преобразуются все прошлые типы и формы общения, активно функционирующие в новом качественном единстве друг с другом.
Компьютер сегодня становится рядовым средством общения, а в будущем может превратиться в одно из основных средств коммуникативного взаимодействия. Важно одновременно развивать два типа общения: реальный и виртуальный. Межличностное общение продолжает оставаться основой деятельности в виду отсутствия у некоторых клиентов возможности и внутренней мотивации использовать технические средства.

Психологическая сторона применения ИКТ как средств развития личности отражает следующее:

1. Система человек - ИКТ позволяет делать самостоятельный выбор — воспринимать человеку или не воспринимать текущую информацию, что в отличие от часто возникающих конфликтных ситуаций в системе человек-человек дает возможность осознать ценность своей индивидуальности.

2.Динамические качества ИКТ позволяют поддерживать постоянную включенность человека в предлагаемый развивающий процесс, дают возможность видеть расхождение между имеющимся опытом и получаемой информацией.

3.ИКТ позволяют исключать информационные перегрузки путем переключения на разные по содержанию фрагменты информации.

4.ИКТ позволяют реализовать индивидуальный подход к развитию ребенка, предлагая оптимальную для конкретного возрастного и образовательного уровня подачу материала.

Психолого-педагогическая модель организации комплексного использования ИКТ строится на следующем:

1.Целесообразность использования. Компьютеры должны использоваться в ситуациях, когда они обеспечивают получение информации, которую невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях.

2.Максимальное приближение к потребностям, возможностям, особенностям клиента. Это принцип, вытекающий из гуманистического подхода к личностной ориентации при использовании ИКТ.

3.Приоритет гуманистического подхода перед аппаратно-технологическим. Отказ от попытки сделать человека элементом машинного комплекса и обеспечение его ведущей роли во всех взаимодействиях с компьютерными системами.

4.Интегративностъ и вариативность проявляются в соединении деятельности обучающей с воспитательной и развивающей функциями.

5. Правильное использование ИКТ позволяет избежать стрессовых ситуаций и способствует развитию интеллекта, стимулирует к рефлективному мышлению.

6.Компьютерная безопасность. Должна быть принята система мер, предоставляющая возможность свести к минимуму психофизиологические негативные последствия, связанные с применением компьютера.

Человечество вступает в эру информации, и от того, насколько эффективно мы сумеем использовать информацию как фактор развития цивилизации, во многом зависит благосостояние и стабильность общества. Поэтому изучение последних достижений в области информатики, ее средств и методов, а также перспектив их дальнейшего развития и практического использования должно занять приоритетное место в системе социально-педагогической и психологической деятельности.

№3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: