Моделирование предметных задач с использованием электронных таблиц

Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах. В качестве среды для компьютерного моделирования можно выбрать приложение MS Excel. Возможности электронных таблиц позволяют проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты, меняя исходные параметры заданных объектов. Результатом выполнения подобных работ является система выводов по каждому пункту предложенного исследования.

Абстрактная модель, и компьютер представляют возможным познавать окружающий мир, а иногда и управлять им в интересах человека.

В социально-педагогическом исследовании могут использоваться различные методы. Вместе с тем опрос в своих различных модификациях остается одним из самых популярных.

Совершенствование методики анкетного опроса обусловливается необходимостью компьютерной поддержки его разработки и применения.
Обращение к анкетному методу предполагает использование специфического научного инструмента, требующего собственной программной поддержки. Под моделированием анкетного опроса понимается построение системы представлений, которые отображают комплекс базовых понятий, связанных с анкетным методом, и допускают достаточно прозрачную интерпретацию в терминах какой-либо современной программной среды.

Ключевым пунктом компьютерного ассистирования в анкетном опросе является создание вычислительного аналога анкеты. Анкетирование включает свойства различных исследовательских и практических ситуаций, которые возникают в работе социального педагога: от построения выборки и формулирования вопросов в контексте взаимодействия между интервьюером и респондентом до обработки данных и написания отчета. Основная трудность выделения таких свойств связана с качественным разнообразием ситуаций. Одни из них считаются собственно научными (например, разработка опросника), другие рассматриваются как чисто вспомогательные или технические (например, проставление кодов при "закрытии открытых вопросов" или дизайн опросного листа).

Одно из основных правил "Избегайте двусмысленности, противоречивости и неопределенности". Эта трудность, преодолеваемая на практике с помощью "человеческого" понимания возникающих ситуаций, становится принципиальной при попытках компьютерного ассистирования. ЭВМ не воспроизводит семантику, которая в рекомендациях профессионалов анкетирования считается доступной для участников опроса и активно используется путем предъявления конкретных примеров.
Общеупотребительная ассоциации — означает обычное, разделяемое всеми носителями языка представление о предмете или явлении. Это представление допускает, что общеупотребительная ассоциация может не соответствовать реальному положению вещей, но она широко распространена в разговорной практике и легко воспроизводится любым носителем языка при мысленном обращении к предмету.

Например, в опросах традиционно фигурирует блок социально-демографических характеристик, одна из которых — пол. За этим словом стоит связка, например, таких практически понятных отношений как: брак, семья, моральные запреты, социальные условности и т.д. Каждое из этих "практически понятных отношений" само влечет ассоциации. Например, возможная трактовка моральных запретов — это недопустимость вступления в брак родных брата и сестры, родные брат и сестра — это дети одних и тех же родителей и т.д.

Допустим, нас интересует возраст респондента. Хотя такого сорта характеристики не вызывают обычно принципиальных затруднений, однако, за ними также стоит открытый поток общеупотребительных ассоциаций. "Возраст" может быть выражен, например, с помощью таких словосочетаний как: "молодой", "пенсионный", "где-то в районе тридцати (сорока, пятидесяти)", "преклонный", "трудный", "зрелый" и т.п. Для того чтобы избавиться от этого расплывающегося реестра определений возраста через различные, не сводимые друг к другу ситуации, вопрос формулируется таким образом, чтобы подтолкнуть респондента к принятию естественнонаучного определения. Так, в анкете появляется вопрос "Каков ваш возраст?" с кодификацией 1 — от 18 до 25 лет, 2 — от 26 до 45 лет, 3 — 46 и более.
Указание числа лет резко ограничивает круг ассоциаций. Таким путем общезначимые суждения, связанные со словом "возраст", сужаются до точного знания каждого респондента того, как определить возраст любого участника опроса и однозначного соотнесения возраста с кодами, предписанными в шкале ответа.

Анкета состоит из вопросов, которые собраны в блочную структуру по типу представления текста в режиме структурного плана в редакторе Microsoft Word.
Блочная структура используется при организации и использовании четырех видов операций с вопросами в пределах одной анкеты: просмотра, копирования, уничтожения и др.; создания новых признаков (производных показателей, индексов); работы с заданиями на обработку; стилевого оформления.
Вопрос является собранием характеристик, назначение которых ясно из их названия: номер вопроса, параметр принадлежности к блоку, мнемоническая формула вопроса (текст), полный текст (текст), комментарий интервьюеру (текст), разъяснение респонденту (текст), тип вопроса, правило определения следующего вопроса.

Если вопрос обладает измерительными свойствами, то выражением этих свойств является шкала, которая ассоциируется с ним в процессе разработки анкеты. Социометрика выработала различные виды шкал. Для практических целей ассистирования исследователю мы используем три из них: ранговые, номинальные и метрические.

Один вопрос может иметь только одну шкалу.

Визуальные свойства - эта группа свойств знакома из практики работы с текстовым редактором: шрифтовое оформление, дизайн анкеты, включение графики и т.д.

Визуальными свойствами обладает как отдельный вопрос, так и анкета в целом. При задании и использовании визуальных свойств учитывается блочная структура анкеты. Визуальные свойства характеризуют представление анкеты не только в виде документа, но и на экране монитора, и в виде отчета и т.д.

№4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: