double arrow

Использование новых информационных технологий (мультимедиа, гипертекст, гипермедиа) как средство обучения

В современном мире информационные технологии становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Новые информационные технологии (НИТ) в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы. Средства НИТ обеспечивают неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности учащихся и учителя.

Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся, тренируют память, наблюдательность, сообразительность. Компьютер значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию к учебе. Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы,гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций.

Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

- она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);

- она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;

- средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

На занятиях с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний.

Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. В этих проектах создается анимированное представление материала (например, вращение трехмерной структуры химической формулы, оригинальное оформление и привязка кодов к управляющим элементам типа кнопок, управление движением отдельных объектов и др.).

Выполнение проектов по тематике различных предметов показывает неразрывную связь между ними. Эти проекты реализуются с использованием программы Macromedia Flash.

Распространенная форма занятий с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам программы, и учащиеся всегда стремятся пройти тест на «отлично» (ведь педагог не вмешивается в процесс определения оценки).

Способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний.

С появлением компьютерных средств обучения интерес к лекционной форме занятий заметно вырос. Использование ЭВМ позволило сделать лекцию более привлекательной для учащихся. Выросла её информативная емкость, объяснение стало более красочным, наблюдение явлений и демонстрация опытов в полной мере дополнились методами моделирования.

Особенность лекции состоит в необходимости принятия мер для снижения психической нагрузки с одной стороны, и стимулирования актуализации внимания учащихся в течение длительного времени – с другой. Чтоб не возникало чрезмерного психического утомления, целесообразно планировать лекционное занятие, таким образом, чтобы в его ходе неоднократно модифицировались виды учебной деятельности, пассивные формы работы сменялись активными.

Применение информационных технологий в обучении определило принцип индивидуализации обучения. Каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения. Через индивидуализацию обучения с помощью информационных технологий осуществляется переход к его дифференциации.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения,научно-исследовательские работы и проекты.

Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.

Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.

В широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д.
Одними из наиболее современных мультимедиа-средств являются различные средства моделирования и средства, функционирование которых основано на технологиях, получивших название виртуальная реальность.
Виртуальная реальность - это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени.

Системы "виртуальной реальности" обеспечивают прямой "непосредственный" контакт человека со средой. В наиболее совершенных из них ученик может дотронуться рукой до объекта, существующего лишь в памяти компьютера, надев начиненную датчиками перчатку. В других случаях можно "перевернуть" изображенный на экране предмет и рассмотреть его с обратной стороны.

Гипертекстом называют Интернет, мультимедиа-энциклопедию, справочник, книгу с содержанием и предметным указателем, а также любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки (указания) на другие фрагменты (гиперссылки).

Гипертекст предлагает новые возможности для доступа к большим и сложным источникам мультимедиа-информации. Вводится понятие гипермедиа как технологии представления информации разных типов, основанной на принципах гипертекста. В одном гипермедиа-ресурсе сочетаются и возможности перехода по гиперссылкам, и преимущества использования разнотипной информации.

Правила создания гиперссылок:

o гиперссылки в тексте должны быть выделены;

o должна просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок;

o в каждой главе (теме), параграфе и подпараграфе должны быть указатели гиперссылок, с помощью которых можно вернуться к началу темы (страницы), оглавлению, перейти к параграфу или подпараграфу, пункту или подпункту;

o гиперссылка в поле текста должна быть предельно короткой;

o количество гиперссылок в тексте определяется целями и задачами создания ЭСО, а также спецификой его содержания;

o гиперсылка в тексте должна быть максимально полезной, ставить ее стоит только в том случае, если она ведет на ресурс, тема которого затронута в тексте, но не раскрыта.

o не рекомендуется делать гиперссылки ссылки со слов "тут", "здесь" и т.п.;

o при компоновке гипертекста не следует перегружать текст гиперссылками.

№2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: