Законодательная база в области ЧС

Глава 2. Нормативно-правовое регулирование и организационные основы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Законодательная база в области ЧС

В соответствии с Конституцией РФ и Концепцией национальной безопасности определены четыре направления защиты:

- Гражданская оборона.

- Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- Пожарная безопасность.

- Спасение людей на водных объектах.

Для каждого направления разработаны соответствующие Федеральные законы:

а) ФЗ от 12.02.98 «О гражданской обороне» №28-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.11.2009 №267-ФЗ);

б) ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» №69-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.11.2009 №267-ФЗ);

в) ФЗ от 21.12.94 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» №68-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.05.2009 №84-ФЗ);

г) ФЗ от 03.06.06 «Водный кодекс» №74-ФЗ;

д) ФЗ от 22.08.95 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» №151-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.11.2009г. №267-ФЗ);

ФЗ от 12.02.98 №28-Ф «О гражданской обороне» определяет:

• задачи в области гражданской обороны.

• полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

• порядок руководства гражданской обороной.

• структуру гражданской обороны.

устанавливает:

• права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

Согласно Ст. 10 ФЗ №28-ФЗ граждане:

- проходят обучение в области гражданской обороны;

- принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС определенны в Ст.18 ФЗ №68-ФЗ:

Граждане Российской Федерации имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане Российской Федерации обязаны:

-соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

-изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

-выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

-при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В области ГО действуют также и другие нормативные правовые акты:

1. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007г. №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» определяет порядок подготовки к ведению и ведения ГО в РФ определяет основные мероприятия по ГО.

2. Постановление Правительства РФ от 10.08.99 № 782 (в ред. 01.02.05 №49) «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО». В постановлении указано:

а) С целью управления ГО в организациях создаются (назначаются) структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО.

б) Утверждено: примерное положение об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций.

3. Постановление Правительства РФ от 02.11.00 №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (в ред. постановления Правительства РФ от 15.08.06 №501).

Определяет основные задачи и порядок обучения населения в области ГО.

4. Приказ МЧС России от 23.12.05 №999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». НАСФ должны создаваться в организациях, определяемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном МЧС России.

ФЗ от 21.12.94г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ.

Определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера, устанавливает права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Помимо данного федерального закона определяющими законодательными актами являются:

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.03 №794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. постановлений Правительства РФ от 03.10.06 № 600 и от 07.11.08) определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия, регулирует основные вопросы функционирования РСЧС.

2. Постановление Правительства РФ от 03.08.96 №924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС».

Где сказано кто определяет состав сил и средств РСЧС. На федеральном уровне Правительство РФ определяет состав сил и средств РСЧС, создаваемых в РФ для ликвидации ЧС.

ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 г. №151-ФЗ (в ред. ФЗ от 25.11.09 г. №267-ФЗ).

Определяет:

Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ.

Регулирует:

Отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Устанавливает:

Права и обязанности, ответственность и социальную защиту спасателей, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г. №69-ФЗ. (в ред. ФЗ от 25.11.09 г.

№267-ФЗ)

Определяет:

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ.

Регулирует:

В этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями.

Устанавливает:

Права и обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности.

Для установления нормативно-правовых основ в области водопользования принят:

ФЗ от 03.06.06 «Водный кодекс» №74-ФЗ.

Он регулирует отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

Кроме того, по вопросам безопасности людей на водных объектах действует:

Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах» от 14.12.06 г. №769

Правила устанавливают:

Условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей в местах массового отдыха на водоемах, переправах, и обязательны для выполнения всеми водопользователями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории субъекта РФ.

Кроме рассмотренных федеральных законов и подзаконных актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и людей на водных объектах существуют:

ФЗ О безопасности от 05.03.92 (в ред. от 26.06.08 г.) и ФЗ «Об обороне» от 31.05.96 г. №61-ФЗ (в ред. 09.04.2009 г. № 57-ФЗ), а также другие подзаконные акты.

В Забайкальском крае функционируют следующие нормативно-правовые документы в области ГО и защиты от ЧС:

1. Закон Забайкальского края «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 05.10.09 г. №248-ЗЗК.

2. Закон Забайкальского края «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Забайкальском крае» от 01.12.2008 г. 133-р.

3. Закон Забайкальского края «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Забайкальского края» от 20.01.09 г. №7.

4. Постановление Правительства Забайкальского края «О силах и средствах территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Забайкальского края» от27.10.2009г. №404.

5. Постановление Правительства Забайкальского края «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края» от 23.12.2008г. №140.

6. Постановление Правительства Забайкальского края «Об организации и проведении аварийно-спасательных работ и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории Забайкальского края» от18.12.2009г.№459.

7. Закон Забайкальского края «О пожарной безопасности в Забайкальском крае» от 03.06.2009г. №190.

8. Закон Забайкальского края «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Забайкальского края» от 04.05.2009г. №186

Всего в крае разработано порядка 30 нормативно-правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: